- История пейзажа
- Городской пейзаж: виды городского пейзажа
- Разновидности пейзажей
- Бум натуралистического ландшафтного рисунка
- Пейзажи по временам года
- Известные зарубежные пейзажисты
- Используемые материалы
- Масляная краска
- Акриловая краска
- Акварель
- Гуашь
- Пастель
- Карандашная живопись
- Сельский и парковый пейзаж
- История возникновения жанра
- Три типа ландшафтного искусства
- Пейзаж и его позиция в иерархии жанров
- Особенности и виды пейзажной живописи
- Природа
- Морской
- Футуристический
- Деревенский
- Городской
- Характер пейзажа
- Пейзаж на протяжении веков
- Инструменты, материалы и техники
История пейзажа
Образы природы встречаются в произведениях древних художников. Такие элементы, как земная поверхность, небосвод, небесные тела присутствуют на картинах, выполненных в эпоху неолита. Отдельные элементы пейзажа встречаются в наскальном искусстве. Представления стихий природы были весьма условными. Культура Древнего Востока оказала огромное влияние на изобразительное искусство.
Рельефные фрески и расписные вазы изображали повествовательные картины о жизни, охоте, рыбалке или сценах милитаристского характера. Искусство Древнего Египта эпохи Нового царства, которое приходится на период 1550 — 1069 гг. До н.э., изобилует пейзажами. Лейтмотивом всех этюдов является идея единства человека и природы.
Древнее средиземноморское искусство богато примерами использования пейзажных мотивов в росписи домов патрициев.
В пейзажах, дошедших до нас из Древней Греции, видно, что присутствие людей — обязательный факт.
Древнеримский пейзаж считается более совершенным, потому что имеет перспективу. С другой стороны, природа выступает в качестве повседневной среды обитания человека и богов.
В Европе пейзаж — это способ обозначить место, где происходят определенные события. По картинам художников можно судить о мировоззрении и мировоззрении того времени.
Культура мусульманского Востока в средние века дошла до нас в «урезанном» виде. Под влиянием греческой и эллинистической культур. Но уже по имеющимся материалам можно сделать вывод, что пейзажи на восточных картинах встречались крайне редко.
Жанр уже тогда процветал в Индонезии и Индокитае, поскольку изображения тропических рельефов придавали ему неописуемую эмоциональную силу.
В средневековой китайской живописи пейзаж выступает как жанр, не зависящий от одного человека. Изоляции способствовал тот факт, что обновляющаяся природа ясно показывает выполнение основного философского закона Дао.
Его главное сообщение о предпочтительных вариантах развития событий можно найти на каждом изображении.
Важное отличие китайского пейзажа в том, что он может служить иллюстрацией к стихам, говорящим о возвышенности духовности.
Из-за того, что такие пейзажи содержат огромное количество горных панорам, они кажутся бесконечными. Поверхность воды и тумана придают картинам особую глубину.
В истории пейзажа есть интересный период. В средние века меняются идеалы, вдохновляя художников. Религиозные ноты заменили радость бытия, правдивость и физичность.
Живопись должна была воздействовать на человека как своего рода проповедь. Пейзаж с него полностью исчезает на довольно долгое время. Иконописцы тоже изображают природу схематично, и только тогда, когда возникает острая необходимость.
Но все изменилось с раннего Возрождения. Гармония человека и природы — главное стремление художников.
В западноевропейском искусстве XII-XV веков пейзажный фон был неотъемлемой частью любого произведения. Фоном послужили отдельные фрагменты однотонного фона. Пейзаж стал вызывать особый интерес у художников эпохи Возрождения. Сама природа, запечатленная быстрыми зарисовками и набросками, привлекала внимание.
Приверженцы итальянской эпохи кватроченто разработали основные принципы построения пейзажа в перспективе. Постепенно природа играет в картине доминирующую роль, тем самым становясь доминирующим персонажем и выходя на первый план. Итальянские художники постарались подчеркнуть неповторимость природы и человека, вписав в пейзажи образ святых. Городской пейзаж также стал развиваться отдельно, подчеркивая своеобразие архитектурной среды.
Значение пейзажных мотивов возросло в шестнадцатом веке, который начался примерно с шестнадцатого века. В этот период идет активный поиск новых возможностей, типологий, перспектив представить зрителю красоту окружающего мира. Теперь пейзаж предстает не второстепенным элементом, а ключевым элементом картины.
Яркий тому пример — портрет Моны Лизы, написанный знаменитым Леонардо.
Фоновый пейзаж на этой картине не уступает по важности главному герою. Благодаря всемирно известному шедевру в корне изменился социальный статус художника. Если изначально он принадлежал к низшему классу, то позже превратился в социокультурный идеал, поскольку реализовал основные культурные ценности и идеи в своих картинах.
Мастера венецианской школы внесли огромный вклад в формирование пейзажного жанра. Природа — главный герой картин Джорджоне. В «Буре» он однозначно передает чувства и настроения. А в «Бегстве в Египет» Тициана природа на заднем плане доминирует над сценами на переднем плане.
Эти тенденции воплотились в творчестве ученика Тициана, испанского мастера Эль Греко, автора картины «Вид Толедо».
В странах Северной Европы, начиная с XVI века, пейзаж также стал выделяться как жанр. Многие голландские школьные художники подчеркивают изображение природы как ключевой элемент в своих картинах.
Для голландских пейзажей характерны мягкие цвета, образованные оттенками светло-серебристого, коричневого и оливково-охристого. Именно эти цвета считаются максимально приближенными к естественным тонам природы. В Германии пейзаж встречается с начала 16 века в произведениях мастеров дунайской школы.
На последующее развитие пейзажной живописи оказало влияние реалистическое искусство Италии, Франции и Испании. Картины Диего Веласкеса были пейзажами под открытым небом. Художник точно передает сочную свежесть зеленого, игру света и тени и других оттенков.
XVII век вошел в историю искусства как эпоха классицизма. Природа получает рациональную интерпретацию с точки зрения разума. Это приходит в форме гармонии. В лексиконе художников появляется новый термин «идиллический пейзаж». Мастера эпохи барокко пытались передать природу как нечто ведущее «бурную жизнь» и пребывающее в постоянной динамике. Для них характерны пейзажи, в которых утверждается радость бытия (например, картина Питера Пауля Рубенса «Пейзаж с радугой»).
В начале 18 века начал развиваться архитектурный ландшафт, хотя его элементы широко использовались в искусстве средневековья.
Представители венецианской школы внесли огромный вклад в развитие нового поджанра.
Во второй половине века акцент пейзажной живописи делается на эстетике естественной природы. Многие картины эпохи Просвещения наполнены яркими визуальными эффектами. Особенно восхитительны морские пейзажи.
Так, например, живопись Жозефа Верне оказала непосредственное влияние на течение романтического движения, которое начало развиваться в начале 19 века в Европе и Америке.
Французские ландшафтные архитекторы обратили внимание на красоту сельской местности. К известным представителям барбизонской школы относятся такие мастера, как Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро. Работы Камиля Коро выполнены в духе импрессионизма. Именно его считали своим предшественником Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро и другие импрессионисты. Когда наступила эпоха импрессионизма, традиции пейзажной живописи продолжили Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Синьяк.
В начале 20 века элементы пейзажной живописи были востребованы в самых разных художественных направлениях. Пейзажным жанром интересовались кубисты и сюрреалисты. Если первые писали пейзажи в характерном для них стиле — простейшими геометрическими формами, то вторые наполняли картины абстракцией и аллюзиями.
Ярким представителем кубистов является французский и испанский художник Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад мученик Патрисио Руис и Пикассо. Сюрреалистическое движение было представлено Сальвадором Дали.
Пейзаж в русском искусстве переживает фазу своего становления в конце 18 века. Семен Щедрин считается основоположником пейзажного жанра. Его работы остались верны стилистическим канонам классицизма, включая трехмерное распределение цвета, использование штор и гладкую фактуру письма в композициях. Его картины уже существенно отличались от тех зарисовок природы, которые существовали в более раннюю эпоху.
Пейзаж стал разнообразнее. Содержит яркие контрастные цвета. Гармонично сочетаются предметы на заднем и переднем планах. Зеленые и синие пространства придают изображению воздушность.
Русская пейзажная живопись конца 19 века отличается разнообразием направлений. В произведениях Ивана Шишкина и Виктора Васнецова реализованы сюжетно-художественные замыслы.
Многие русские художники направили свою деятельность на поиск обобщенного образа пейзажа. В их числе Виктор Борисов-Мусатов и Михаил Врубель. Примерно в то же время стала популярной пленэрная живопись.
Возникновение лирического пейзажа как особой эстетической концепции восприятия природы произошло благодаря особенностям импрессионизма. Традиционно считается, что пика популярности пейзажная живопись достигла в творчестве Исаака Левитана. Его картины называют надоедливыми «пейзажами настроения». На большинстве его картин изображен Плёс над Волгой и ее виды.
Городской пейзаж: виды городского пейзажа
Пейзажная живопись не ограничивается изображениями земли и природы. Например, они также могут включать изображения зданий, дорог, мостов. Этот тип ландшафта называется урбанистическим. В его эскизы могут входить различные исторические или современные объекты. Виды городского пейзажа определяются на основе того, что показано на изображении. Одними из самых привлекательных являются изображения дворцов и замков, религиозных памятников и жилых построек 17-19 веков.
Разновидности пейзажей
Разнообразие искусства объясняется разнообразием самой природы. Основные объекты пейзажной живописи — реки, горы, леса, водопады, небо, луга, городские улицы.
С 20 века в пейзаже появляется и космическая тематика. Такое разнообразие аргументов побудило искусствоведов определить поджанры пейзажа, то есть выделить его типологии.
- Городской пейзаж. На картине запечатлены архитектура, градостроительство и пейзажи разных городов. Работы переносят зрителя в разные периоды времени. Наряду с новыми небоскребами можно увидеть руины и руины древних городов. В конце 19 века стало популярным окрашивание различных промышленных сооружений.
- Природный ландшафт. Его характеристики понятны без дополнительных пояснений. В центре внимания художников оказываются природные пейзажи, которых не тронул человек. Они показывают красоту смены времен года, а также других природных явлений. Особенно популярны летние дожди, снегопады и извержения вулканов.
- Парковый пейзаж. Его также часто называют усадебным пейзажем. В отличие от предыдущего поджанра здесь отмечается все, что создано или облагорожено человеком. Сочетание естественной природы и урбанизации предлагает художнику интересные идеи для воплощения.
- Морской пейзаж. Несмотря на то, что водный мир тоже считается природой, морская тематика выделена в отдельный поджанр. Род также называют «марина» (от латинского marinus — море). Следовательно, художников, работающих в этом направлении, принято называть маринистами. Первые морские пейзажи содержали обязательный персонал. Корабли были дополнительным элементом. Но позже художники сосредоточились на естественной красоте морских волн, особенно во время шторма.
- Сельский пейзаж. Возникновение этого поджанра тесно связано с таким направлением, как пастырское. В то время, когда музыканты и поэты прославляли сельскую жизнь на лоне природы, художники стремились представить такой мир без боли и беспокойства. Но отрешенность от мирского безумия длилась недолго, и уже через несколько лет в сельский пейзаж добавились элементы реализма.
- Космический пейзаж. Поджанр, в котором иногда воплощаются фантастические идеи о космосе, появился задолго до первого полета человека. Но с развитием космонавтики у художников появилось более естественное представление о космосе, поэтому картины постепенно становились более реалистичными. Однако астрально-эзотерическое направление не угасло, а наоборот, породило вдохновение для русских космистов.
Стоит вернуться к городскому ландшафту, поскольку его разнообразие привело к более резкому разделению.
Как ни странно, существует довольно ощутимая разница между следующими подтипами городского пейзажа, поэтому зрителю не составит труда определить направление поджанра.
- Вид или архитектурный пейзаж. Вид на городской пейзаж, любимый итальянскими художниками. В своих работах они с почти фотографической точностью рисовали самые незаметные детали зданий и архитектурных сооружений.
- Индустриальный пейзаж. Прибыл из Европы благодаря научно-технической революции. На картинах изображены современные конструкции мостов, заводов, фабрик и железной дороги.
- Городской пейзаж. В принципе, это можно считать современной моделью индустриального ландшафта. Отличается тем, что на полотно перенесены высокие небоскребы, стеклянные здания, эстакады и другие элементы современного города. Футуристический урбанизм развивается как отдельная отрасль. Он описывает представления современного человека о типах мегаполиса ближайшего будущего.
- Причудливый стиль. Это жанр, в котором работали исключительно итальянские художники. Название вида происходит от слова «каприччио», «каприччио». На картинах изображены полуразрушенные старинные постройки. Большинство из них — плод фантазии художника.
Образы с изображением неба — отдельный поджанр. Возник целый поток художников-пейзажистов, специализирующихся на таких пейзажах.
Основателем этого движения является Уильям Тернер. Его еще называют художником «воздуха и света». Анималист Ив Кляйн считал, что синий цвет отражает ассоциацию с безграничным небом. Его картина «ИКБ» представляет собой синий однотонный прямоугольник.
Классификация типов ландшафта также может быть основана на подразделении участков по сезонам. В такой трактовке различают зимний, весенний, летний и осенний пейзажи. В разделении по времени суток представлены утренние, вечерние, дневные и ночные пейзажи. Отдельная категория — картины, в которых образно оформлены природные явления: жаркий полдень, освежающий ливень, загадочная ночь.
Следует понимать, что приведенные выше примеры классификации не являются официальными.
Разделение труда по областям чисто условное.
Бум натуралистического ландшафтного рисунка
В 19 веке произошло настоящее возрождение натуралистической пейзажной живописи, отчасти из-за того, что природа является прямым проявлением Бога, а отчасти из-за растущего отчуждения многих людей от природы из-за растущей индустриализации и урбанизации. В результате рухнула традиционная гендерная иерархия.
Пейзажисты 19 века вошли в масштабное романтическое движение, именно в это время пейзажная живопись окончательно стала достойным жанром в художественных академиях Европы и распространилась по всему миру. Во второй половине двадцатого века определение ландшафта было поставлено под сомнение. Жанр расширился до городских и промышленных пейзажей, и художники стали использовать менее традиционные средства при создании пейзажей.
Пейзажи по временам года
В пейзажной живописи смена времен года особенно заметна. Художники изображают пробуждающуюся весной природу, цветущую красоту лета, увядание осени, снежную белизну зимы.
Прежде всего, художники любят писать осенние пейзажи с буйством ярких красок. Одно из самых известных изображений падающих листьев — шедевр Исаака Левитана «Золотая осень».
Зимние пейзажи отличаются монохромностью с преобладанием белых и голубых тонов. Мастера показывают в своих творениях заснеженные леса, поля, улицы города. Несмотря на преобладание светлых тонов, каждая из картин зимнего пейзажа отличается неповторимым колоритом и богатством красок, которые приводят к умиротворению. Например, полотно Никифора Крылова «Русская зима» изображает сцену из деревенской жизни на фоне белой равнины с видимой вдалеке полосой леса.
Весенняя природа в картинах пейзажистов отличается обилием синего цвета. Изображение ярко-голубого неба на фоне цветущих деревьев — излюбленный прием импрессионистов, что можно увидеть в «Цветущем саду» Винсента Ван Гога».
Летний пейзаж поражает зрителя разнообразием палитры. Сочные травы и зеленые листья, яркие цветущие растения, насыщенные оттенки фруктов, обилие солнечных отблесков, небесно-голубой — все эти тона умело сочетаются пейзажистами в одной работе, что особенно ярко проявляется в «Скале в Дьепе» Клода Моне».
Известные зарубежные пейзажисты
Хотя пейзажная живопись давно не считалась отдельным жанром, почти в каждой стране есть великие художники, увековечивающие красоту природы.
Леонардо да Винчи — настоящий гений эпохи Возрождения. «Пейзаж долины реки Арно» — самый ранний из сохранившихся рисунков автора, который считается основоположником пейзажной живописи. Хотя природа в то время присутствовала на полотнах многих мастеров, для Леонардо да Винчи впервые главным героем становится среда, а не фон, на котором происходит действие.
Тициан, известный художник эпохи Возрождения, был известен своей многогранностью и мастерским изображением природы в религиозных сюжетах. Примером может служить картина Тициано Орфео и Эвридика. Автор представил новую для тех лет концепцию: он оживил природный ландшафт светом, чтобы он больше не служил фоном для главных героев, а выступал как отдельный персонаж.
Якоб Ван Рейсдал — великий голландский художник, работавший в 17 веке, известный тем, что придал пейзажному искусству новое измерение, изображая природу как метафору темных аспектов человеческой психологии. Простые лесные сцены были любимыми сюжетами пейзажиста, и он особенно известен своими вдохновляющими изображениями деревьев и облаков, как это видно на его картине «Вид Гарлема с белыми полями».
Клод Лоррен — французский художник 17 века, воссоздавший пейзажи классической Греции и Рима. Лоррен был новатором в том направлении, в котором главными действующими лицами были не мифические люди или герои, а элементы окружающей природы, как это видно на картине «Пасторальный пейзаж».
Жан-Батист-Камиль Коро — французский художник 18 века, один из первых, кто начал работать на пленэре задолго до импрессионизма. Художник мастерски использовал естественный свет, делал зарисовки на природе и доводил свои работы до совершенства в мастерской. «Мемуары Мортефонтена» до сих пор служат для студентов руководством по правильному прорисовке деталей.
Питер Брейгель Старший считался самым значительным художником 16 века в Нидерландах. Автор известен своими красочными пейзажами и изображениями сцен из повседневной жизни крестьян и рабочих. Брейгель Старший первым в Голландии перестал писать на библейские темы и стал реалистом. Одним из главных шедевров авторской живописи является картина «Урожай».
Французский художник Клод Моне был основоположником импрессионизма. Он руководил созданным им движением, отстаивал свои убеждения о правильном восприятии природы человеком. «Водяные лилии» — самая известная серия работ Моне, получившая название «Сикстинская капелла импрессионизма». Клод Моне считается одним из величайших мастеров мира.
Винсент Ван Гог — постимпрессионист. Мастер расширил поток, добавив ярких красок, искажающих форм и выступов. У Ван Гога была тяжелая жизнь, омраченная психическим заболеванием. Художник прославился после смерти. Его картина «Звездная ночь» признана шедевром современного искусства.
Поль Сезанн известен тем, что связал импрессионизм с кубизмом и оказал влияние на многих известных мастеров. Сезанн писал пейзажи известной местности. Автору не нужно было выходить на улицу. Многие картины — это игра воображения и воспоминаний о знакомых местах, как произведение искусства «Тополь».
Хаяо Миядзаки — один из современных художников, всемирно известный создатель аниме. Но прославился японский режиссер и своими великолепными яркими пейзажами, которые он сам пишет для своих мультфильмов. Это можно увидеть, например, в аниме «Ходячий замок Хаула».
Используемые материалы
С годами изменился не только стиль письма, но и художественные принадлежности. С развитием технологий появились новые цвета, которые помогли художникам создавать свои шедевры. Некоторые остались верны традициям и пытались использовать те же материалы, что и мастера времен Леонардо да Винчи, но многие не прочь поэкспериментировать с новыми фактурами.
Масляная краска
Одним из наиболее часто используемых материалов для написания пейзажей является масляная краска. Цветные пигменты смешиваются с маслом, в результате получается материал с текстурой, удобной для использования художником, когда необходимо нанести несколько слоев. Масляная краска долго сохнет, что позволяет вносить коррективы в процесс.
Пейзажи великих мастеров со временем не тускнеют, что позволило сохранить шедевры мирового искусства. Эта краска использовалась для рисования на протяжении многих веков, и точно неизвестно, кому пришла в голову блестящая идея добавления цветных пигментов в масляную основу. Одна из самых известных пейзажных картин маслом — «Маленькая улица» Иоганна Вермеера, написанная в 1658 году.
Акриловая краска
Акрил — современный, недорогой и быстросохнущий материал. Краска на водной основе. Когда влага испаряется, красящие пигменты остаются на бумаге. Акрил — довольно прочный материал, на который не влияет свет, но для особой прочности необходимо раскрашивать картину. Одним из самых известных художников поп-арта, использовавших эту картину, был Дэвид Хокни со своим знаменитым акриловым пейзажем «Большой всплеск».
Акварель
Для акварели используются пигменты, взвешенные в водном растворе, что создает особую прозрачность на бумаге. Акварели остаются растворимыми даже после высыхания, их достаточно смочить кистью. Помогите художникам внести изменения в свою работу.
Первую акварель использовали древние египтяне на папирусе. Этот материал остается популярным и сегодня, особенно при создании морских пейзажей, когда необходимо показать прозрачную красоту водной глади, как на картине Джона Сингера Сарджента «Белые корабли.
Гуашь
По свойствам гуашь похожа на акриловые краски и акварели, но отличается более тяжелыми матовыми мазками. Краска водорастворима, поэтому готовые картины для хранения покрывают лаком. Одним из известных художников, использовавших гуашь в своих работах, был Сальвадор Дали, которого можно увидеть на рисунке «Подростковый возраст».
Пастель
Сухая живопись, как называется использование пастели, восходит к 16 веку. Художники рисуют пастелью и, не теряя времени, смешивают палитру и сушат. Пастельные тона приглушены, лишены ярких красок.
Изображения особенно подвержены воздействию окружающей среды, поэтому они хранятся под стеклом. Пример пастельного пейзажа — работа Исаака Левитана «Луг на опушке леса».
Карандашная живопись
Хотя для монументальных картин используются только краски, художники также использовали карандаши для написания эскизов, набросков и небольших рисунков. Многие карандашные пейзажи известных мастеров сохранились до наших дней. Как, например, «Ферма на пшеничном поле» Винсента Ван Гога».
Сельский и парковый пейзаж
Когда встречаются природа и результаты сознательной деятельности человека, неизбежно возникает определенный диссонанс. Но есть среда, в которой эти две конфликтующие стороны могут соглашаться друг с другом и достигать относительного баланса. В первую очередь, это сельская местность и ландшафтные парки, где природа дополняется архитектурными элементами. Сельский пейзаж был одной из самых популярных пейзажных тем всех времен. Художники изобразили дом на холме или у пруда, зеленые луга с пасущимися овцами, проселочные дороги и так далее.
История возникновения жанра
В России слово «пейзаж» было заимствовано из французского языка. Paysage означает сельские пейзажи. Но для Франции это слово не родное, а производное от латинского: pays, что означает «площадь», а суффикс pagus — «сельская жизнь».
Живописцы писали пейзажи с давних времен. Греки и римляне создали фрески с изображением природы, вдохновленные мифами. Но в те времена нельзя было выделить пейзажный жанр как отдельный вид искусства, так как основной упор делался не на природу, а на фактуру. После падения Римской империи живопись пришла в упадок, и пейзажи стали восприниматься как декорации для религиозных сцен.
Лишь в середине 16 века художники начали проявлять интерес к миру природы. В эпоху Возрождения система классификации, созданная великими европейскими академиями, определила 5 основных жанров изобразительного искусства в иерархии:
- Историческая живопись.
- Портрет.
- Сцены повседневной жизни.
- Пейзаж.
- Натюрморт.
Хотя пейзажи располагались на одной из нижних ступеней иерархической лестницы, все чаще художники эпохи Возрождения стали писать произведения, в которых главным элементом были красивые природные виды.
Три типа ландшафтного искусства
Картина или фотография, изображающая природу, называется пейзажным искусством. Хотя у каждого художника есть свой стиль, этот жанр обычно делится на три большие категории:
- Репрезентативное пейзажное искусство — самый основной жанр. Детали не используют никаких специальных цветов или фильтров, чтобы создать нереалистичный эффект. Напротив, репрезентативное пейзажное искусство фокусируется на естественной красоте природы и рисует реалистичное изображение предмета.
- Пейзажное искусство импрессионистов фокусируется на изображении реалистичной сцены в почти нереалистичном свете. Это достигается с помощью нескольких методов, включая отделение переднего плана от фона с помощью мягкого фокуса, применение необычных методов освещения или включение насыщенных, ярких или неестественных цветов. Пейзажное искусство импрессионистов во многом соответствует видению художника или фотографа и его способности создать потрясающий естественный образ.
- Абстрактное пейзажное искусство меньше полагается на пейзажную среду, а больше на представление главного объекта изображения. В абстрактной части пейзаж может быть фоном, а на переднем плане может быть фокус на компоненте, например, ветке дерева странной формы или тени большого объекта.
У каждого стиля есть свои особенности, разные цвета, освещение и реквизит. В пейзажных картинах, как правило, помимо самого пейзажа добавляют дополнительные элементы. Традиционно это животные и люди. Цель пейзажа — показать естественную красоту природы, расслабляющую, жестокую или сюрреалистичную.
Пейзаж и его позиция в иерархии жанров
Пейзаж был устоявшимся жанром в китайском искусстве с 4 века нашей эры, но пейзажная живопись в западном искусстве восходит к эпохе искусства эпохи Возрождения в 16 веке. Конечно, многие римские и более ранние художники включали в свои картины живописные пейзажи и виды природы, но это были вспомогательные элементы основной темы картины. Основная проблема с пейзажем заключалась в том, что он был очень низким по академическому распределению жанров.
Иерархия видов изобразительного искусства эпохи Возрождения была следующей:
- Историческая живопись.
- Портретное искусство.
- Живопись, то есть сцены из повседневной жизни.
- Пейзаж.
- Натюрморт.
Эти оценки были завершены в 1669 году секретарем Французской академии Андре Фелибиеном. Поэтому мир искусства, включая его покровителей, учителей и художников, не относился серьезно к пейзажной живописи и придавал большое значение историческим произведениям, портретам и жанровым картинам. Неоклассические и академические школы следовали греческому искусству, отдавая приоритет человеческому телу, особенно обнаженной натуре.
Особенности и виды пейзажной живописи
В переводе название рода означает «территория», «страна» — это среда, которая окружает человека на открытом воздухе. Окружающая среда может быть естественного или искусственного, антропогенного происхождения. К природным объектам относятся водные объекты: озера, моря, реки, различные типы рельефа, растительность, небо.
Искусственное — дома и хозяйственные постройки, улицы, общественные здания, сады, фонари — все, что создано руками человека. Природу изображали художники с давних времен, но выделение пейзажа в отдельный жанр позволило проявить индивидуальность в передаче окружающего мира.
По разным критериям можно выделить разные классификации пейзажной живописи. По уровню участия человека в создании ландшафта выделяют:
- Деревенский;
- Естественный;
- Городской.
По характеру работы выделяют:
- Эпический;
- Героический;
- Романтика;
- Пейзаж-настроение.
Природа
Природные пейзажи начали писать еще в средние века, но, исходя из канонов готического искусства, картины были лишены перспективы, изображение было плоским, схематичным, дисгармоничным, нереалистичным. С развитием живописных стилей изменилось и исполнение природного ландшафта. К естественному направлению относятся картины с небесными телами, звездами.
Морской
Марина — это своего рода пейзаж на морскую тематику. Направления были популяризированы в период активного развития мореплавания, мореплавания и Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого типа являются работы русского мариниста XIX века И. Айвазовского.
Футуристический
Футуристическое визуальное искусство — это разновидность, приверженцы которой рисуют изображениями космических полетов, фантастических внеземных миров.
Деревенский
Сельский или деревенский ландшафт стал популярным в период развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастушек и сельских жителей стали репрезентативными произведениями своего времени. Сорт развит не только в Западной Европе, но и в России. Направление деревенского пейзажа выбрали Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле, Камиль Моро. Пример русской живописи — работы А. Венецианова, А. Саврасова, В. Полевова, А. Пластова, И. Леевитана.
Большинство пейзажистов представляли стили реализма, классицизма, романтизма. Пейзажной живописью занимаются также современные художники из Европы и Америки.
Городской
Городские пейзажи представлены произведениями с изображением уютных улиц, зданий и других построек.
Как ответвление этого вида, замеченный вид появился в 17 веке — родом из Италии. Действительно, это детальная картина построек города до мельчайших деталей. Главная особенность подвида — точное отображение всех нюансов архитектуры дома или всего квартала. Репрезентативными произведениями по направлению «взгляд» являются картины А. Каналетто, Дж. Вермеера.
Аспект «руины» получил развитие во многих произведениях художников XVI – XX веков. Художники постарались передать магию и характер заброшенных построек или руин, представляющих историческую ценность. Например, руины древних городов Великобритании, Греции, Италии, Франции. В качестве фона можно использовать изображения гор и моря.
Фантастический или футуристический городской пейзаж — это картина, изображающая воображаемый город, существующий только в воображении художника. Создавая полотна, художники хотели передать возможности техники и технологий, их значение в будущем. Большинство работ написано маслом для насыщенной цветопередачи.
Индустриальное направление — картины с изображениями плотин, мостов, башен, зданий, заводов. Художники делают акцент на красоте промышленных зданий. Одна из первых работ в индустриальной форме пейзажа — «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне.
Вид на парк: Весенние, летние, зимние и осенние изображения городских парковых зон нравятся приверженцам менеджмента.
Характер пейзажа
Типы пейзажа, основанные на жанровом характере, позволяют более полно прочувствовать общий посыл художника, определить его взгляды и «уловить» настроение.
Выделяют следующие особенности ландшафта:
- Эпические — отличаются масштабом и размахом или пафосом;
- Героический: восхваляет величие природы и заставляет преклоняться перед мощью ее стихий;
- Исторические — пейзажи, относящиеся к определенному периоду времени (часто такие изображения дополняются мифологическими или историческими персонажами);
- Лирика — картины, передающие общее настроение и являющиеся своеобразным «зеркалом души» художника;
- Идиллический: отражает единство человека и природы;
- Реалистичный: включает пейзажи, в которых художник запечатлел реальность реального мира;
- Фантастика: довольно широкая категория, в которую входят картины на сказочные, фантастические или абстрактные сюжеты.
Пейзаж на протяжении веков
В произведениях художников 17 века Клода Лотарингии и Николаса Пуссена пейзажный фон стал доминировать в демонстрации исторических событий. Однако их трактовка пейзажа была несколько стилизованной или искусственной. Они пытались покорить пейзажи Греции и Рима, и их работы стали известны как классический пейзаж. В то же время некоторые голландские художники, такие как Якоб ван Рейсад, разработали гораздо более натуралистическую форму живописи, основанную на том, что они видели вокруг.
Когда в 17 веке Французская академия классифицировала формы искусства, пейзаж занимал четвертое место по значимости среди пяти жанров. Однако в 18 веке пейзажная живопись становилась все более популярной, несмотря на преобладание классических мотивов.
Инструменты, материалы и техники
При работе с ландшафтом не нужно покупать специальные инструменты. Чаще всего используются бумага, карандаш, пастель, уголь, акварель, тушь, фломастеры и ручка. Но при этом каждый из перечисленных инструментов способен создавать тот или иной оттенок в изображении, как при использовании в определенной технике, так и на определенной основе.
В зависимости от того, на гладкой или фактурной бумаге, на льняной или однотонной бумаге будет создан дизайн, результат будет разным.
Одна из техник выполняется простым карандашом твердости H, B, 2B на зернистой бумаге. Карандаш — довольно распространенный инструмент для рисования, используемый в любом жанре изобразительного искусства. Создавая пейзаж карандашом, можно добиться большей выразительности, придать образу живость.
При этом техника росписи остается банальной. Детальные объекты или целые эскизы создаются карандашом. Для создания черновых набросков желательно выбирать карандаши с тонким грифелем.
Конечно, начинающий художник должен сначала ознакомиться с разметкой твердости классных досок.
Следующая техника — использовать перо и тушь на бумаге средней плотности. В некоторых случаях вместо туши используют обычную шариковую ручку. Это не должно вызывать удивления, поскольку художники часто прибегают к использованию чернил вместо краски. Бамбуковые или птичьи перья создают интересные визуальные эффекты.
Если вам нужно создать плавный переход тонов, это можно сделать небольшой губкой или кусочком поролона.
Насыщенность тонов меняется путем пересечения линий, расположенных близко друг к другу.
важно выбрать гладкую бумагу или картон, плохо впитывающий влагу. Только тогда чернила можно перемещать целыми слоями.
Использование прессованного угля на зернистой бумаге составляет основу другой техники пейзажной живописи. Уголь очень удобен для создания зарисовок пейзажей, так как при умелых манипуляциях художник достигает диапазона оттенков от светло-серого до черного.
При этом детали ясны и хорошо прорисованы. Дозировка угля зависит от фрагмента ландшафта. Именно в этом жанре изобразительного искусства полностью раскрывается уголь как универсальный инструмент, создавая не только четкие контуры, но и легкие размытия.
Для работы в помещении возьмите уголь. Для уличного пейзажа больше подходит прессованный уголь. Затемнение или осветление линий, нанесенных углем, выполняется элементарным растиранием пальцем, резиной или панировочными сухарями.
Самая популярная техника — использование акварели и туши. Дизайн оформлен на бумаге средней плотности.
Художник должен уметь работать кистью, а также знать теорию восприятия и передачи цвета. При создании легких зарисовок на пленэре используются цветные карандаши с водорастворимыми грифелями. Их легко мыть, если потереть влажной щеткой.
В этом случае желательно отдать предпочтение бумаге с картонной основой, чтобы поверхность рисунка не деформировалась из-за влаги.