Религиозный жанр в живописи: христианство и библейские сюжеты картин

Искусство ранних христиан

религиозными мотивами в культуре принято называть раннехристианское искусство от начала христианства до становления византийского искусства в VI-VII вв.

Отношение церкви к этим вещам всегда было сложным и противоречивым. Влияние иудаизма подсказало, что искусство — это языческая среда, Бог нематериален и не может быть изображен. С другой стороны, традиции эллинистической культуры еще не полностью исчезли и показали, что материальные предметы способны выполнять нравственную и воспитательную функцию и символизировать духовные сущности. Также Иисус явился в образе мужчины, соответственно его можно было изобразить. То же самое и с мучениками. Вот почему библейские картины являются такой популярной темой среди вдохновленных художников.

Первые религиозные сцены можно увидеть в росписи катакомб, саркофагов, недавно построенных базилик. Они сосредоточились на иконах, фресках и мозаиках.

Что революция сделала с Церковью

Какой была Русская Православная Церковь накануне 1917 года, какой она стала и как этому помешала политическая религия большевиков

Искусство Античности и древних цивилизаций

Задача художников Египта, Рима и Греции — возвысить личность государя. В Египте фараон воплощал Бога на земле, поэтому его изображения были священными.

Произведения античного периода дошли до наших времен фрагментарно. Скульптура и архитектура этого периода являются репрезентативными для характеристик религиозного искусства, иллюстрируемыми Парфеноном и другими храмами Афинского Акрополя.

Иконопись

Важнейшим воплощением христианского искусства, как прежнего, так и современного, является икона. Традиция иконописи начинается с росписи римских катакомб. Именно там на стенах были изображены лики святых, напоминающие современные иконы.

Первые иконы, дошедшие до нас в привычном виде, относятся к VI веку. Они выполнены в технике энкаустики, предполагающей использование восковых красок и попытку придать изображению сходство портрета с оригиналом.

Иконоборчество в 8 веке замедлило развитие иконописи, хотя в некоторых регионах иконы еще писались, но об этом не сообщалось.

Седьмой Вселенский Собор окончательно утвердил статус иконы как разрешенного изображения Спасителя и святых мучеников. В ходе долгих дискуссий выяснилось, что он помогает человеку лучше ощутить божественное присутствие, а молитва молящегося ему человека символизирует обращение к Богу.

С этого момента начали складываться основные каноны иконописи. Они существенно различались традициями Востока и Запада.

Итальянские иконы стали мощным источником вдохновения для художников эпохи Возрождения. Постепенно западное религиозное искусство было сведено к другим формам, и иконопись распространилась среди восточных христиан.

Иконописное искусство Византии

После ослабления влияния иконоборцев в развитии иконописи начался македонский период. Название связано с правлением Македонской династии в Византии в то время.

Период можно разделить на «македонский ренессанс», когда художник пытался придать изображенному человеку естественное положение тела в манере античных мастеров, и «аскетический стиль», в котором они пытались уйти от античности, выполняя работает схематично.

С приходом к власти сменяющих друг друга династий византийская иконопись вошла в эпоху Комнина и вернулась к классическим канонам. Здесь иконописцы постарались передать как гармоничность, так и духовное содержание в выражении лица, изображенного на иконе. В этом стиле написана знаменитая Владимирская икона Божией Матери.

В начале тринадцатого века. Четвертый крестовый поход принес разрушение и упадок византийской иконографической традиции. После него изменился стиль иконок. Теперь изображения носили монументальный характер, а сюжеты стали житейскими.

В то время параллельно развивалась школа иконописи крестоносцев. По их заказу византийские мастера создавали иконы, соответствующие указанным параметрам и тематике.

Русская иконопись

Иконопись на Руси неразрывно связана с именем Андрея Рублева, воплотившего византийские каноны, внося в них важнейшие черты русской духовности. К сожалению, его работы практически не сохранились.

Возникновение иконописи хронологически относится ко времени крещения Руси. Первыми иконописцами были византийские художники, но искусство создания икон быстро переняли мастера Ростова, Новгорода, Пскова и других городов. В некоторых монастырях были открыты школы иконописи.

Русские иконы поражали разнообразием техники. Некоторые из них почти не отличались от византийских, другие приобрели сугубо индивидуальные особенности, присущие этой школе.

Жестикуляция в иконах

Все художники уделяли особое внимание жестам главных героев своих икон и их мозаик. Христианство в искусстве: обсуждение этой темы заняло у специалистов много времени, поэтому были затронуты не только используемые цвета, но и жесты, их духовное и сакральное значение.

Например, если рука прижата к груди, это всегда означает искреннее сочувствие. Если он был поднят, то это была молчаливая просьба или приглашение к покаянию. Если рука изображалась вытянутой вперед, при этом с раскрытой ладонью, то это своеобразный знак послушания, а также послушания. Если руки были вытянуты вперед и немного приподняты, то это могла быть молитва о мире, помощи или жест просьбы.

Если обе руки были прижаты к щекам, это означало, что человек испытывает печаль и боль. Такие жесты самые распространенные, но, конечно, есть много других, которые порой сложно описать даже опытным специалистам.

Христианство в искусстве также очень щепетильно относилось к предметам, которые изображались в руках героев икон. Например, апостол Павел часто изображался с Евангелием в руке. Гораздо реже его изображали с мечом в руках, что символизировало Слово Божье.Для Петра характерно, что он изображался с ключами в руке от Царства Божьего. Даже растения — символы христианства в искусстве — встречаются довольно часто, например мучеников изображали с пальмовой ветвью, потому что это символ принадлежности к Царству Небесному. Пророки обычно носят свитки со своими пророчествами.

Мозаика

Мозаика как форма творчества, предполагающая создание изображения путем наложения различных текстур на общей основе, была популярной формой христианского искусства. Хотя его создание требовало времени, навыков и затрат, у мастеров было много заказов на такие изображения.

Мозаичная деятельность была широко распространена в Византии, где для создания изображений использовалась эмаль (непрозрачное цветное стекло). Достоинством мозаики была отражающая способность стекла, что в мрачных христианских церквях позволяло лучше видеть лицо святого. Кроме того, отражение света придавало изображению живость и необъяснимое сияние. Созданию такого эффекта способствовало использование фактур разного объема и плотности, дополнительных рельефов и наклонов изображения.

Совершенствуя свое мастерство, создатели мозаики использовали все более мелкие детали, делая работу более кропотливой, но результат был потрясающим по великолепию.

Образцы раннехристианской мозаики можно увидеть в базиликах Венеции или Константинополя.

Значение цветов в иконах и мозаиках

Если говорить о цветах, которые используются при написании икон, синий цвет — это символ всего духовного, величия, непостижимости тайны и глубины откровения. Золотой цвет всегда символизировал великолепие божественной славы, сошедшей на всех святых. Поэтому фон иконы имеет золотой цвет, великолепие вокруг Иисуса, которое освещает всех вокруг него, нимб святых или одеяний Богородицы, а также Иисуса. Это, по мнению художников, , наиболее удачно подчеркивает их святость и принадлежность к миру непоколебимых и вечных ценностей.

растения символы христианства в искусстве

Христианство в искусстве также придало желтому цвету определенное символическое значение: он означает верховную власть ангелов. Некоторые исследователи считают, что это просто заменитель золота.

Даже сейчас мы считаем, что белый цвет символизирует не только чистоту, но и чистоту. Это так называемое причастность к высшему божественному миру, поэтому одежды Иисуса и всех праведников на любой иконе или мозаике изображались белым цветом. Наиболее показательным примером в этом отношении будет композиция «Страшный суд».

Черный — полная противоположность белому, поэтому его значение также противоположно: это максимальное расстояние от Господа, причастность к аду или черный цвет может символизировать желание, отчаяние и боль.

Художники пытались передать чистоту и праведность синим цветом, поэтому его еще называли цветом Богородицы.

Тот, кто обладает властью и великой властью, всегда изображался красным. Красный — царственный цвет, поэтому так писалась мантия архангела Михаила, считавшегося вождем небесной армии, а также святого Георгия, победившего змея. Но у такого символа было несколько значений, поэтому он также мог означать мученичество или искупительную кровь.

Часто в написанных иконах также присутствовал зеленый цвет, ведь он и сегодня является символом вечной жизни, вечного цветения. Среди прочего его приписывают цвету Святого Духа.

Расшифровка символов

Действительно, если рассматривать что-то обычное, символ сам «на нас смотрит». В любом случае следует учитывать все христианские символы, а также каноны, царившие в искусстве средневековья. Они обращались к чувствам и подсознанию человека, а не только к уму. Поскольку символ может иметь несколько значений, поэтому, рассматривая икону, следует выбирать именно то, которое не будет противоречить стилю и духу этой эпохи, общей структуре, а также времени.

Например, если мы говорим о числах, то цифра 7 обозначает символ завершенности, а также завершенности действия. Ведь есть семь нот, семь смертных грехов, семь дней недели или семь добродетелей.

Арт нова и Ян ван Эйк

Движение «нова искусства» коснулось и искусства Восточной Европы, где живопись икон и мозаик приобрела интуитивный и религиозно-мистический оттенок. Похожая история произошла в Нидерландах в 15 веке. Первым художником, который решил написать картину, не имеющую ничего общего с религией, был Ян ван Эйк — он создал портрет четы Арнольфини.

религия и искусство

Действительно, это был настоящий поворотный момент того времени, потому что впервые люди были изображены в их повседневной среде без какого-либо религиозного подтекста. До этого разделение таких понятий, как религия и искусство, казалось невозможным. Однако если внимательно присмотреться к символам, изображенным на изображении, можно заметить присутствие Святого Духа в мельчайших деталях интерьера. Например, днем ​​на люстре была зажжена только одна свеча: это свидетельствует о ее мистическом и таинственном присутствии в свадебном зале Арнольфини.

Фрески

Фрески считаются самой ранней формой христианского искусства, так как роспись на стенах появилась вскоре после распространения этой религии. Изначально фреской называлась только свежая штукатурная роспись. Любая настенная живопись подпадает под это определение.

Искусство фрески известно с древних времен, но его возрождение связано с византийской культурой. Масштабная роспись стен заставила изобрести множество техник для более удобных техник нанесения красок, чтобы защитить картину от трещин, придать им фактуру.

Постепенно искусство фрески распространилось из Византии в Италию, где работы потеряли скорость, но победили в цвете, а затем и в Древнюю Русь.

Самые старые сохранившиеся до наших дней образцы фресковой живописи можно увидеть в церкви Санта-Мария в Риме.

В России сначала была принята византийская модель создания фресок, когда мокрая штукатурка держалась несколько дней и давала достаточно времени для создания изображения. Но потом было замечено, что в процессе высыхания он хуже держит краску, поэтому желательно сделать это в кратчайшие сроки.

Яичный желток использовался для завершения сухой штукатурной работы с красками, которые затем были заменены масляными красками, но которые оказались непригодными для стен.

Фигуры святых на иконах и мозаиках

Каждый человек, глядя на иконы, замечал про себя, что святые почему-то казались очень светлыми, будто парят в воздухе. Подобного эффекта добились художники за счет того, что они изображали фигуры святых менее плотно, чем все окружающие, раскрашивали их в несколько слоев, сознательно растягивая и растягивая.

христианство и антихристианство в искусстве

Эта техника создала у зрителя впечатление легкости и телесности тел святых, их объем был превышен. По задумке, это привело к тому, что они словно парят над землей, и это должно быть прямым выражением их преображенного состояния, а также духовности.

Развитие жанра с XIX века до современности

В 19 веке библейские темы в изобразительном искусстве утратили свою актуальность. Лишь единицы художников продолжали писать картины на религиозные темы в стиле реализма, романтизма, резко упала востребованность композиций — эта тенденция продолжалась до 20 века. Особняком стоят работы бельгийского символиста Джеймса Энсора.

Исключительные религиозные картины 20 века: «Христос на кресте» Жоржа Руо, «Христос в Эммаусе» Патрика Колфилда, «Распятие» Антонио Саура; абстрактные работы Герхарда Рихтера.

Фон иконы и его значение

Несмотря на то, что центральную часть рисунка всегда занимал человек, важен также фон, изображенный за ним. Художники, как правило, пытались вложить туда и свой смысл, тем самым побуждая ценителей искусства к долгим размышлениям над тем секретом, который они хотели им передать.

Чаще всего представлены горы, комнаты, различные деревья, которые в общей композиции образуют живописный пейзаж. Если с головой окунуться в символическую нагрузку всего этого, то горы олицетворяют трудный и тернистый путь человека к Господу Богу, ведь отдельно изображенные деревья имели второстепенное значение. Но, тем не менее, часто изображаемый дуб всегда был символом вечной жизни. Виноградная лоза и чаша на заднем плане считались символами искупительной жертвы Иисуса Христа, а голубь — символом Святого Духа.

Изменения в изображении лика святых

Уже в XV веке, во времена Рублевска, эта практика прекратилась. Но, несмотря на то, что глаза уже изображались мастерами не такими уж большими и томными, им все же уделялось много времени и внимания. Помимо прочего, появилось несколько новинок. Например, Феофан Грек на своих иконах изображал святых с пустыми глазницами или просто с закрытыми глазами. Таким образом он пытался показать, что глаза святых всегда обращены не к мирскому существованию, а к созерцанию верхнего мира, к внутренней молитве, они, кажется, осознают божественную истину.

Язык иконы

С точки зрения христианства искусство — «продолжение» Евангелия. Все жесты, предметы и цвета, изображенные на иконке, объединены в неописуемом диапазоне энергии, которую он излучает. Это своеобразный язык иконы, с помощью которого мастера прошлого обращаются к нам, пытаясь заставить заглянуть в глубины человеческой души и задуматься над мистическим смыслом христианской веры. С давних времен считалось, что глаза — зеркало души, поэтому художники активно использовали это.

христианство в дискуссии об искусстве

Чтобы сделать своих персонажей более выразительными, они намеренно исказили пропорции лица, сделав глаза больше, чем они должны быть. По их словам, это подчеркнет глаза и покажется зрителю, что они более проницательные.

Религиозная живопись XVII – XVIII веков

После Реформации Ватикан начал активную кампанию католической Контрреформации. Живопись стала одним из инструментов воздействия. Церковь хотела донести свое послание до верующих, требуя от художников бескомпромиссной ясности и реалистичности изображений. Картины должны действительно передавать изображенные предметы.

Примеры его религиозного реализма: Призыв апостола Матфея, Мученичество святого Матфея, Распятие святого Петра, Преображение святого Павла на дороге в Дамаск, Смерть Богородицы и Погребение Христа. Активно развивалась фресковая живопись.

Известные художники и их работы:

  • Франсиско де Сурбаран (Испания): «Христос на кресте»;
  • Хуан Мартинес Монтанес (Испания): «Милосердный Христос» в Севильском соборе;
  • Питер Пауль Рубенс (Фландрия): «Успение Пресвятой Девы Марии»;
  • Николя Пуссен (Франция, Италия): «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмос».

Стиль барокко изменил религиозную живопись — появились новые черты:

  • Эмоциональность;
  • Динамизм;
  • Яркость;
  • Деталь.

С середины 18 века религиозный жанр потерял актуальность. Популярны портреты, пейзажи, натюрморты, в основном картины для частных клиентов.

Символизм в иконах и мозаике

Роль христианства в искусстве нельзя недооценивать, потому что именно оно сформировало всю культуру прошлых веков и повлияло на восприятие обычного человека. В то же время стиль написания икон и мозаик весьма своеобразен, и невозможно было бы понять все детали, если бы не концепция психологии и особенности той культуры.

христианство в искусстве иконы и мозаики

Символика иногда бывает многослойной и довольно сложной для понимания, потому что в первую очередь предназначена для активного восприятия зрителем. Иконография — христианство в искусстве — полностью пропитана символами, которые не так-то просто расшифровать, их нужно понимать интуитивно.

 

Оцените статью
Как нарисовать