Маньеризм в живописи: история зарождения, особенности стиля и художники

Содержание
  1. Зарождение маньеризма
  2. Особенности
  3. Представители и предшественники маньеризма
  4. 7. Мифологии и аллегории
  5. 10. Психологический портрет: характеры и реакции
  6. Концепции, стили и тенденции
  7. Франция: Школа Фонтенбло (1530-1630)
  8. Елизаветинская и якобинская придворная живопись (1558-1625)
  9. Прага и Рудольф II (1576-1612)
  10. Маньеризм в Нидерландах (1580-1620 гг.)
  11. 8. Нагота и эротика
  12. 9. Обманки (trompe-l’œil) и перспективные иллюзии
  13. Новый подход
  14. 4. Многофигурность: чрезмерное и безмерное
  15. 11. Парадный портрет: костюмы и атрибуты
  16. 2. Новая живописность, новое отношение к цвету
  17. 3. Религиозная живопись: «облачные» сюжеты и взлетающие герои
  18. Художники
  19. Микеланджело
  20. Корреджо
  21. Пармиджанино
  22. Аньоло Бронзино
  23. Джорджо Вазари
  24. Эль Греко
  25. Якопо Бассано
  26. Тинторетто
  27. Джузеппе Арчимбольдо
  28. Этапы
  29. Мода
  30. 6. Новые сюжеты и авторские трактовки знакомых сюжетов
  31. Влияние
  32. 5. Сюжеты, которые трудно узнать
  33. Исторические предпосылки

Зарождение маньеризма

Развитие маньеризма началось во Флоренции и Риме около 1520 года, что стало отражением «идеального шторма» обстоятельств, поразивших мир искусства того времени. Печать позволила популярным образам художников, таких как Микеланджело и Альбрехт Дюрер, распространиться и проникнуть в коллективное сознание в Италии (и странах Северной Европы), позиционируя художников как божественных творцов, а не просто слуг богатых покровителей и церквей. В 1517 году Виттенбергские тезисы Мартина Лютера (1517), осуждающие церковные обычаи и призывающие к реформе, положили начало протестантской Реформации. Из-за этого безмятежные и классические идеализации красоты, характерные для Высокого Возрождения, больше не казались приемлемыми.

В то же время молодые художники чувствовали, что стиль Рафаэля и Леонардо настолько совершенен, что дальнейшее развитие или выражение индивидуальности невозможно.

Более того, научные открытия, в том числе открытие Нового Света, и утверждение Коперника о том, что Солнце, а не Земля, как обычно считалось, было центром Солнечной системы, бросили вызов гуманистической вере в то, что человек был центром Солнечной системы. Вселенная.

Вместо того, чтобы создавать гармоничные композиции, изображающие реалистичное пространство, художники начали исследовать возможность размещения изображений в разумном пространстве. В результате обработка пространства и фигур стала менее рациональной, несколько фигур были сжаты в плоскую плоскость, созданы причудливые или сложные архитектурные украшения, рамка и изображение слились в единый декоративный эффект.


Лаокоон и его сыновья
Иосиф в Египте

Особенности

Маньеризм итальянской живописи заложил основу всего движения в целом. Молодые авторы стремились преодолеть характерную для мастеров эпохи Возрождения гармонию и гармонию. Вместо плавных и ровных очертаний стали изображать ломаные линии, вместо спокойных и уравновешенных поз стремительность и динамика движения фигур и величественные монументальные образы сменились довольно сложными композициями.

Художники часто пытались передать внутреннее напряжение героев. И для этого прибегли к нарушению гармонии света. Фигуры намеренно делали удлиненными, вытянутыми, что нарушало пропорции изображения. Авторы использовали холодные тона, в отличие от своих предшественников, которые, пытаясь передать внутреннее спокойствие и гармонию, рисовали в теплых тонах.

Представители и предшественники маньеризма

Важным предшественником маньеризма было влияние классической римской статуи Лаокоона и его сыновей (40-30 до н.э.), найденной в Риме в 1506 году во время обширной реконструкции. Статуя драматически изображает время, когда боги послали гигантских змей, чтобы убить пророка и двух его сыновей за то, что они пытались предупредить своих собратьев-троянцев от входа греческого деревянного коня в город. Статуя предложила новый взгляд на классическое искусство, олицетворяя эллинистический стиль с его акцентом на драматическое движение и сильные эмоции, а не на идеализированную гармонию, ранее ассоциировавшуюся с греками и римлянами. Змеиный образ или «змеиная фигура», ставший заметным элементом маньеризма, как полагают, был взят из потрепанных форм этого шедевра.

Два флорентийских художника, Россо Фьорентино и Якопо Понтормо, были пионерами маньеризма. Оба прошли обучение в мастерской Андреа дель Сарто, который использовал принципы Высокого Возрождения, приняв все более яркую цветовую палитру и широкий спектр фигуративных поз. Его адаптации повлияли как на Понтормо, так и на Россо, на развитие художественного стиля, который отверг классическую интерпретацию пространства и человеческой фигуры.

Кроме того, и Микеланджело, и Альбрехт Дюрер оказали влияние на Понтормо. Он обнаружил, что Дюрер подчеркивал сильные эмоции, когда попадал в переполненное поле фигур, настроенных на его художественные цели.

Понтормо также отправился в Рим, чтобы изучать работы Микеланджело, и в 1515 году он начал развивать свой стиль маньеризма, как это видно в его Джузеппе в Египте (1515-1518), создав замысловатое, но неестественное пространство, где бродят толпы, одетые в кружащиеся красочные одежды вокруг, а их фигуры в преувеличенных позах.


Диана-охотница
Похищение Прозерпины

7. Мифологии и аллегории

В живописи XVI века круг популярных сюжетов расширился; Древняя мифология, вошедшая в обиход столетием раньше, сейчас занимает приоритетное место. В отношении таких сюжетов нет канонических правил, поэтому художник может полностью продемонстрировать свою индивидуальность (и маньеристы это ценят) как в выборе темы, так и в ее композиционном решении. Самые популярные мифы связаны с любовными мотивами: их герои — Венера, Амур, Психея, Даная, Леда. Так, с одной стороны, проявляется гедонистическая тенденция, которую можно найти в общей области искусства маньеризма, а с другой — такие сюжеты активно используются в различных типах аллегорий, иногда очень сложных и трудно поддающихся прямому расшифровке. : жанр аллегории также процветает в этом веке.

10. Психологический портрет: характеры и реакции

Портреты шестнадцатого века по сравнению с портретами прошлого века кажутся более представительными. Наряду с обычными упряжками есть много живых, поколений и растущих; вместо нейтрального или пейзажного фона — предметная среда, говорящие атрибуты, сложно организованное пространство, а если пейзаж, то он виден только по краю драпировки или за краем белой стены. Расширился возрастной диапазон, появилось больше женских портретов, групповых портретов и портретов с аллегорической или сюжетной программой. А главное — возникло множество индивидуальных интонаций, которых раньше не было. Если на портретах 15 века человек чувствовал себя вором в гармоничном мире и не требовал дополнительных усилий для самоутверждения, то теперь уверенность этого хозяина исчезла. Новые герои задумчивы, эгоцентричны или высокомерны, с отстраненной и подозрительной внешностью, с выражением «не трогай меня»: теперь у них есть отдельные персонажи. Так рождается психологический портрет.

Концепции, стили и тенденции

Хотя маньеризм отличался явно придворным стилем, он также был широко адаптирован художниками из разных географических регионов к традиционным предметам и мотивам определенной области. В целом северный маньеризм включал в себя известные центры школы Фонтенбло во Франции, елизаветинскую и якобинскую придворную живопись в Англии, двор императора Священной Римской империи Рудольфа II в Праге и голландские города Антверпен и Утрехт.

Франция: Школа Фонтенбло (1530-1630)

В 1530 году король Франции Франциск I, заядлый филантроп, страстно любивший итальянское Возрождение, пригласил Россо Фьорентино ко французскому двору. Воспользовавшись этой возможностью, потеряв все в разграблении Рима в 1527 году, Россо переехал в Фонтенбло, где прожил всю оставшуюся жизнь. Он стал главой первой школы Фонтенбло в 1530 году и разработал особый придворный стиль. Французский маньеризм был известен своими интерьерами, в которых картины, мебель, декоративные и архитектурные элементы создавали очень стилизованное единство. Россо первым использовал большие лепные рельефы в качестве рамок для встраиваемых картин. Они часто несли изображения нимф или голых фруктов и повлияли на использование орнаментов по всей Европе. В то же время его картины широко копировались и оказали влияние на других французских художников.

Покровительство Франциска I привело к тому, что акцент был сделан на мифологические и аллегорические сюжеты с эротической тематикой. Россо руководил разработкой итальянских маньеристов Франческо Приматиччо и Никколо дель Аббате, которых пригласили в суд в 1940-х годах. Никколо дель Аббато был особенно известен своими мифологическими картинами, такими как «Похищение Прозерпины», в которых сочетаются жанры обнаженной натуры и пейзажа, популяризированные венецианской школой. Приматиччо создал гобелены на похожие темы, а также обширные театральные и церемониальные представления для двора, хотя большая часть этой работы была утеряна. Некоторые мотивы, такие как изображения римской богини Дианы, воплощали любовь французского короля к идеальной женской красоте и стали настолько стандартизированными, что были широко созданы многими анонимными художниками Школы.


Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна

Елизаветинская и якобинская придворная живопись (1558-1625)

Французский маньеризм также повлиял на британскую придворную живопись во время правления королевы Елизаветы I и ее преемника Джеймса I. Некоторые портретисты специализировались на миниатюрных портретах, виде интимных сувениров, таких как Николас Хиллиард в его Портрете молодого человека, вероятно, Роберта Деверо (1566 г.) -1601) второй граф Эссекс (1588 г.), изображающий фаворита королевы.

Другие художники, такие как Роберт Пик-старший и Маркус Гиртс Младший, были известны своими портретами в натуральную величину.

Прага и Рудольф II (1576-1612)

Покровительство императора Священной Римской империи Рудольфа II было описано искусствоведом Мартином Буллом как «взрыв мифологических образов .. невиданный со времен Фонтенбло». Родольфо особенно интересовали мифологические сцены обнаженной натуры и образы Геракла, с которым его отождествляли. Многочисленные прославленные художники работали при дворе, в том числе Джамболонья во Флоренции и Паоло Веронезе в Венеции.

В Праге маньеризм поставил придворный художник Бартоломеус Шпрангер. Его обучение отражает поистине интернациональный вкус к придворному маньеризму, поскольку он родился и впервые обучался в Антверпене, но позже испытал сильное влияние как североевропейского, так и итальянского Возрождения, и в особенности римских маньеристов. Его большие картины часто были мифологическими сценами, сочетающими непристойную наготу с художественными средствами, подчеркивающими роскошные декоративные эффекты. Отпечатки его работ были распространены по всей Европе и оказали заметное влияние на развитие маньеризма в Нидерландах.

Маньеризм в Нидерландах (1580-1620 гг.)

Маньеризм в Нидерландах был основан на североевропейской традиции гравюры под руководством Хендрика Гольциуса. Он разработал новые техники гравировки, в том числе метод точки и ромба. Он создал сотни гравюр, некоторые из самых известных, иллюстрирующих мифологические и аллегорические сюжеты, такие как его Икар (1588 г.), а также многочисленные гравюры с рисунков или картин Бартоломеуса Шпрангера.

На других художников в Нидерландах в основном повлияли итальянские маньеристы, что видно по работам Иоахима Юттеваля после его пребывания в Италии в 1580 году. Он сочетал мифологические сюжеты с традиционным североевропейским акцентом на пейзажах и символических деталях. Его подход стал доминирующей тенденцией среди художников, сосредоточенных в Утрехте, особенно в работах Авраама Блумарта.

Кроме того, голландские художники также адаптировали стиль маньеризма к традиционным предметам Северной Европы, поскольку Маттейс, Пол Брилл, Ханс Роттенхаммер и Адам Эльсхаймер прославились своими пейзажными видами. Другие художники, такие как Альбрехт Альтдорфер и Гиллис ван Конинклоо, рисовали то, что они называли «чистыми пейзажами», обычно крупным планом густого леса. Этот подход повлиял на более поздних художников, таких как ученик Альтдорфера Руландт Савери, чей Лес с оленями (1608-1610) почти современный по своему экспрессионистскому эффекту.

8. Нагота и эротика

Искусство маньеризма богато обнаженными телами: теми же мифологическими сюжетами и аллегориями, даже в ситуациях, исключающих по канону наготу («Мертвый Христос с ангелами» Россо Фиорентино), и когда эти тела совсем не красивы (фронт-спина портрет карлика Морганте дель Бронзино, далекого от идеалов красоты). С одной стороны, удачны сцены с явным эротизмом или с эротическим подтекстом: герцог Феррарский Альфонсо д’Эсте и император Филипп II заказывают сцены, похожие на Тициана. Напротив, печать гравюр Маркантонио Раймонди по рисункам Джулио Романо (коллекция Pose d’amore сопровождалась сладострастными сонетами Пьетро Аретино — сонет по замыслу) считалась порнографией и дважды уничтожалась, а гравер заплатил за их публикацию с краткосрочным лишением свободы.

9. Обманки (trompe-l’œil) и перспективные иллюзии

Стремление удивлять и удивлять публику (в равной степени присущее как художникам, так и их клиентам) приводит к изобретению разного рода спецэффектов, к практике иллюзорных и многообещающих трюков. Реальная архитектура незаметно переходит в изображенную, картина прикидывается скульптурой (и наоборот), нарисованные фигуры кажутся естественными. Этот тип trompe l’oeil и имитация одних материалов и форм искусства в других будет процветать, особенно в семнадцатом веке, в эпоху барокко, но маньеристы уже активно использовали эти методы, в основном в украшении замков и дворцов.

Новый подход

Следствием этих явлений стала маньеризм в живописи, для которой характерен отход от четких классических пропорций, величественных фактур, монументальных образов. Теперь художники начали рисовать совсем по-другому. Последняя концепция стала определяющей для нового направления, поскольку на первый план вышла не идейность полотна и утонченность, изысканность, а изысканность форм.

4. Многофигурность: чрезмерное и безмерное

Быстрое движение в маньеристских картинах и особенно в потолке и фресках (где ему есть куда повернуться), конечно, умножает количество его участников. Вместо одиноких людей мы часто видим слитые воедино куски человеческой материи. Если раньше нельзя было вырезать фигуру краем холста, то теперь это происходит всегда: пространство изображения уже не подразумевает целостность мира в каждом эпизоде. Характерной чертой многих композиций является чрезмерная насыщенность форм, принимаемых тревогой, скоплениями фигур в состоянии экстаза или растерянности и стресса. Популярны сюжеты массовых казней или сражений — от гигантомахии до эпизодов Троянской войны или библейских сцен насилия, и часто такие сюжеты — с извинениями за ужасное и чрезмерное — украшали залы дворца: вкусы заказчиков совпадали со вкусами художников.

11. Парадный портрет: костюмы и атрибуты

Наряду с психологическим портретом появляется парадный портрет. Он возникает из той же потребности самоутвердиться в мире и из необходимости защищаться от него тоже: замкнуться в себе, построить непроницаемую оболочку. Такая защита, доспех может быть буквальным доспехом (портреты людей в доспехах создаются во многих), а может быть сложным костюмом — и здесь мужская одежда ничем не уступает женской. Всевозможные гуманистические атрибуты — книги, письма, фигурки — обустраивают личное пространство вокруг героев (при отсутствии утраченного общего пространства). А зеркала — еще один популярный мотив — не только позволяют художникам проявить композиционную виртуозность, но и косвенно свидетельствуют о проблеме поиска места своего бытия: кто я и всегда ли я похож на себя?

2. Новая живописность, новое отношение к цвету

Динамика роста чревата последствиями или, наоборот, сама является следствием изменений. Если раньше самодостаточность фигур подчеркивалась жесткими очертаниями, то теперь очертания часто затуманиваются цветными колебаниями: живописность побеждает и частично вытесняет рисунок (особенно в венецианском искусстве). А цветовые решения уже можно назвать полностью цветными: заменяется прежнее предпочтение открытых цветов, совмещенных с отдельными зонами (то есть цвета, а не оттенки — синий, красный и так далее — лежат рядом, зоны и не смешиваются) сложными морилками, наносимыми широкой кистью. Распространяются новые популярные оттенки: например, розовый или в сочетании с оранжевым и ярко-зеленым; Многие художники одобряют узнаваемую палитру автора — любимые гаммы, переходящие от одного изображения к другому.

3. Религиозная живопись: «облачные» сюжеты и взлетающие герои

С усилением живописного начала отчасти связано распространение сюжетов, действие которых происходит в двух мирах: на земле и в небе: небо обозначено облаками, в которых порхают ангелы. Облако — наиболее очевидный пример «тела без контура»; Конечно, сцены вознесения и вознесения раньше входили в сакральный репертуар, но сейчас они приобретают все большую популярность — как в росписи потолка, так и в росписи купола, где как бы прямо изображено небо, и в станковых картинах. Это также связано с акцентированием мотивов чудесного: сверхъестественное, мистическое подталкивает к изображению пространства, где гравитация теряет свою силу. В «Сошествии в ад» Тинторетто Христос не спускается в ад, а быстро летит туда; также архангел Гавриил влетает в комнату Девы Марии в Благовещении Тинторетто или самого Веронезе.

Художники

Микеланджело

Фрески Сикстинской капеллы.

Корреджо

Сентиментальные картины на религиозные темы («Вознесение Богородицы», «Юпитер и Я», «Даная»).

Пармиджанино

Влиятельный пармский портретист (турецкая рабыня Антея».

стили живописи, картины, художники

Аньоло Бронзино

«Снятие с креста», «Портрет Лукреции Панчатской».

Джорджо Вазари

«Гефсиманский сад», «Аллегория Непорочного зачатия».

Минимализм как стиль в живописи

Эль Греко

«Вид Толедо», «Лаокоон», «Успение Богородицы».

Якопо Бассано

«Рождество», «Путь на Голгофу», «Тайная вечеря».

Тинторетто

Омывание ног, Тайная вечеря, Происхождение Млечного Пути».

Джузеппе Арчимбольдо

«Садовник», «Повар», «Юрист».

стили живописи, картины, художники
Примеры аллегорий из цикла «Четыре стихии» 1560 года. Слева вверху — «Воздух», слева внизу — «Лето», справа вверху — «Весна», справа внизу — «Огонь». Эти картины выставлены в различных европейских музеях

Этапы

Маньеризм в живописи прошел несколько стадий развития. Первый период приходится на 1520-1540 годы. В этот период новый стиль особенно быстро развивался в итальянских, а точнее, в римско-флорентийских кругах (Вазари, Понтормо и др.). Художники активно осваивали новый язык и техники рисования, делая акцент на линии, светотени, необычной композиции, особой цветовой гамме.

Со второй половины шестнадцатого века и до начала следующего века новое направление распространилось по континенту настолько, что его местные школы возникли в различных европейских государствах. Самым известным из них был Фонтенбло во Франции. Таким образом, этот стиль получил общеевропейское признание, оказав большое влияние на развитие следующего культурного направления — барокко.

Мода

Мужские костюмы времен мариенизма
Мужские костюмы времен мариенизма

Направление модных тенденций в маньеризме в корне отличалось от ренессансной идеализации человеческой фигуры. Сегодняшняя мода находится под сильным влиянием геометрических форм, которые преобладают над плавными и естественными линиями человеческого тела.

Мужская одежда в основном коническая, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно стягиваются вязаными носками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, сделанные из ткани. Он состоял из белой батистовой рубахи, хубона, шаровидных шорт (их надевали поверх длинных носков), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили атласные или бархатные туфли, а также мягкие полусапожки.

Изменения претерпели и идеалы женской красоты: под платья подтягиваются узкие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С раннего возраста девочкам необходимо носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития большой груди. Но уже в 17 веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкий вырез открывал плечи и грудь.

В 18 веке появились первые корсеты из китового уса. Они подтянули талию до 40 см, плавно сглаживая недостатки и подчеркивая пышность груди.

Женские костюмы напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись голенищами на талии. Юбки изготавливались на основе металлического каркаса в форме воронки (vertiugaden), на поверхности которого имеется тонкий, но плотный слой конского волоса. Затем черная тафта осторожно натягивалась на ткацкий станок, а затем на ткань самого платья.

Нарядные платья из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогими украшениями.

Женские платья времен маньеризма
Женские платья времен маньеризма

6. Новые сюжеты и авторские трактовки знакомых сюжетов

В «Благовещении» Лоренцо Лотто испуганная Мария убегает от архангела (этот побег повторяется в «Благовещении» Алессандро Аллори), а кошка в ужасе выгибает спину: откуда взялась кошка в доме Богородицы? и дано ли, что кошка видит ангелов? Загадки такого рода, часто встречающиеся в Лотто (его «Приведение в храм» с троном на ногах у человека и книга, читаемая человеком без головы, открывают широкие поля для интерпретации), не только его прерогатива. В авторской редакции знакомые персонажи имеют другую внешность, резко меняется иконография знакомых эпизодов. Потребность в индивидуальном чтении преодолевает прежнюю зависимость от живописной традиции. Лучше всего это иллюстрирует рассказ о Тайной вечере Веронезе. Обилие персонажей (слуги, собаки, попугаи) послужило поводом для суда инквизиции; поставленный под сомнение художник отстаивал право на фантазию, на свободное письмо — и в ответ на просьбу переписать изображение он просто изменил свое имя: «Тайная вечеря» стала «Вечеринкой в ​​доме Леви».

Влияние

Таким образом, указанные характеристики стиля, маньеризма позволяют выделить его как отдельный этап в развитии культуры и искусства. Хотя некоторые исследователи склонны рассматривать его как одно из проявлений эпохи Возрождения или ранней стадии барокко. Однако большинство экспертов все же сходятся во мнении, что этот несравненный стиль слишком оригинален, что дает основание выделить его как отдельный этап развития. Например, искусствоведы отмечают, что спиритизм этого движения лег в основу сакрального барокко. Даже в наше время в изобразительном искусстве есть имитация этого стиля. Так что некоторые подчеркивают современную тенденцию: неоманьеризм.

5. Сюжеты, которые трудно узнать

Следствием чрезмерной пространственной насыщенности может стать невозможность прочитать сюжет без словесного объяснения. Склонность к образному многословию иногда подталкивала авторов к заселению канонических евангелических сцен с дополнительными персонажами, где присутствие толпы не только не подразумевалось, но могло сделать само содержание сцены неузнаваемым. А это означало, что семантическая разборчивость уступила место эмоциональной вовлеченности; в моду входит все, что может поразить воображение — виртуозность, размах, мастерство.

Другой вид отхода от смысловой разборчивости происходит в картинах, где сюжет, как правило, трудно изобразить в живописной форме, или художник пренебрегает пересказом, сосредотачиваясь на психологической подоплеке события. В «Денарии Цезаря» Тициана на переднем плане диалог героев — и здесь было сложно найти другое решение (сюжет задавал заказчик). А еще раньше Пальма Веккьо сводит историю Христа и грешника к поединку взглядов, который обычно трактуется подробно, повествовательно. Этот тип отказа от подробных повествований строго не связан с маньеризмом, но набирает популярность в 16 веке.

Исторические предпосылки

Идеалистические идеи, развитые в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натурализма. Крах этих идей был одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм подвергся ударам осуждения. В первую очередь по продаже индульгенций. Религиозные войны ведутся по всей Европе более 100 лет. Церковная власть подверглась нападкам.

Научные открытия способствовали развитию социальных идей. Оказалось, что центром Вселенной является Солнце, а не Земля. Кругосветное плавание Ф. Магеллана и открытие Америки Х. Колумбом подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.

Художники также отказались от веры в порядок мира и гармонии, в которую они верили до Реформации. Они утверждали, что рациональные законы искусства, основанные на балансе, больше не могут существовать. Искусство маньеризма — следствие радикальных изменений в философии, обществе и науке. Стиль показал неуверенность, в которой оказались художники.

 

Оцените статью
Как нарисовать