Перспектива в рисовании: весенний пейзаж в графике

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива необходима в любом ландшафте. Что такое воздушная перспектива? Буквально и просто правила воздушной перспективы гласят:

Чем дальше объект от наблюдателя, тем менее отчетливо он виден. Следовательно, чем дальше от нас находится объект, тем менее отчетливо мы его представляем.

Передний и задний план

И. Левитан Живопись
Пейзаж Левитана «Весна в Италии». На переднем плане можно разглядеть цветы на ветках, досках деревянного забора, чем дальше от зрителя, тем менее четкими формы и линии.оттепель
«Размораживание». Деревья на заднем плане и линия горизонта тонкие. На переднем плане хорошо видны стволы и ветки, а также небольшие веточки.Городской пейзаж Т. Кинкейда
Картина Т. Кинкейда. На переднем плане также видны надписи и выражения лиц людей, на заднем плане едва различимы формы домов и окон.

На переднем плане вы можете детально прорисовать все (кирпичи дома, узоры, текстуру дерева, цветы, неправильные стволы деревьев, конструкции автомобилей…), используя насыщенные цвета. Чем глубже вы заходите «вглубь» леса или города, тем менее четко вы рисуете или опускаете детали, используете менее яркие цвета, добавляете легкую дымку.

Если в пейзаже держать все в 100% фокусе, зритель запутается и возникнет естественный вопрос: «Что в этой картине главное?» Человеческому глазу нетипично видеть цветок вблизи и на расстоянии 20 шагов от него так же ясно.

Воздушная перспектива делает работу более объемной, просторной, воздушной.

Цвет в воздушной перспективе

Раскрывает ли второе правило воздушной перспективы суть того, почему этот тип перспективы получил название «воздушная перспектива»?

Все на нашей планете окутано воздухом. Следовательно, чем дальше от нас находится объект, тем больше его перекрывает воздух. Объект, находящийся вдалеке, для наблюдателя приобретает цвет воздушного пространства, в котором он находится.

Примеры работ в воздушной перспективе

Видеоурок по рисованию
Пейзаж «Поле маков». Кусты, холмы, поля вдали приобрели теплый розово-оранжевый оттенок закатного неба и солнца.Пейзаж И. Левитана
Пейзаж И. Левитана. Деревья и холмы вдали покрыты дымкой облачного сероватого неба.Картина Е. Кирилука
Пейзаж «Кипарисы в горах». Горы вдалеке кажутся синими.

Чем темнее небо, тем больше его цвета и света будут передаваться на все вокруг. Если вы рисуете туманное утро, дождливый или снежный пейзаж, на расстоянии должно быть больше тумана и пустоты. Не стесняйтесь «размывать» все, что находится далеко от зрителя.

При дневном свете схематическая воздушная перспектива может быть показана следующим образом:

воздушная перспектива, очертание
Схематическое изображение перспективы с воздуха при дневном свете. Это просто линии, но они похожи на пейзаж.

Правило воздушной перспективы: коричневый на расстоянии становится зеленым, зеленый на расстоянии теряет свою интенсивность и становится синим или синим.

Построение сложных объектов

Интуитивно будет ясно, что по мере удаления объекты становятся меньше и плотнее, а горизонтальные линии смыкаются. Сложность заключается в том, чтобы правильно определить, насколько плотно они будут подходить друг к другу, и рассчитать пропорции. В своем трактате «О живописи» Альберти предлагает создать другую точку вне картины на уровне глаз, то есть на горизонте. Теперь вы можете провести через него прямые линии и линии на «полу комнаты», которые покажут перспективные разрезы. Через них, в свою очередь, можно будет провести параллельные линии и доработать нужные нам объекты. Двухточечная перспектива используется для представления объектов из положения под углом, где видны две стороны, и называется угловой. Их поверхности на рисунке кажутся сжатыми, что создает иллюзию расширения в пространство.

Масштаб объектов

Для правильного построения предметов и правильной передачи геометрии пространства важно заранее определиться с масштабом. Например, при изображении комнаты нужны ее параметры в метрах. За один метр можно взять любую единицу измерения, например 2 см, и строить на ее основе объекты. Масштабная линейка применяется к линии горизонта и вертикальной части кадра. Строительные линии легко провести через точку схода и точку на линейке, так как для линии нужны только две точки. Это упрощает создание проекций.

Линейная перспектива

Линейная перспектива в сочетании с воздушной перспективой поможет создать еще более реалистичный пейзаж, правильное, легкое и хорошо воспринимаемое изображение.

Основное правило линейной перспективы — все параллельные линии ландшафта сходятся в одной точке.

Схемы линейной перспективы

Линейная перспектива
Линейная перспектива — все параллельные линии сходятся в одной точке. Начальный этап работы над городским пейзажем.Городской пейзаж К. Писарро
К. Писарро «Бульвар Монмартр в Париже». Параллельные линии домов и улиц отступают и сходятся в одной точке.Картина Л. Афремова
Осенняя аллея Л. Афремова. Линейная перспектива отличная.

Когда вы рисуете ряд одинаковых деревьев, фонарей, колонн, домов в линейной перспективе, они будут визуально уменьшаться, уходя вдаль, в перспективе, и расстояние между этими объектами также уменьшится.

Например, «Аллея дождя» в стиле Афремова:

Как нарисовать натюрморт: несколько простых, но важных советовАллея Л. Афремова
«Дождевой переулок» Каждый следующий фонарь ближе к предыдущему.

Белая линия — линия горизонта, зеленая точка в центре — точка схода, а красные линии — высота фонарей.

Обратная линейная перспектива

Другой вариант перспективы, использованный в образцах византийской и древнерусской живописи, называется обратной линейной перспективой. В этом случае объекты представлены увеличивающимися по мере удаления от наблюдателя. Создание такой конструкции, в отличие от воздушной и линейной перспективы, имеет некоторые особенности: изображение в этом случае будет иметь разные горизонты, точки зрения и некоторые другие нюансы в построении.

В процессе удаления от глаз зрителя объекты на изображении обратной перспективы расширяются, как если бы точка схода находилась на месте смотрящего. В этом случае формируется целостное пространство, ориентированное на наблюдателя. В отличие от воздушной и линейной, обратная перспектива часто используется для создания сакральных образов. Он помогает воплотить пространство символов, сделать видимой духовную связь, лишенную определенной материальной формы. Он имеет строгое геометрическое описание, в котором он аналогичен линейному. Обратная перспектива появилась в средние века и использовалась для создания икон, фресок, мозаик. Интерес снова вернулся в 20 веке, когда наследие средневековья снова стало популярным.

Правило второе

Линейная перспектива строится только с использованием прямых линий. В этом случае не только параллельные линии сходятся в определенной точке на линии горизонта, но и все линии, имеющие горизонтальное направление. Если провести прямые линии через все основные объекты рисунка, направляя их горизонтально вдаль, то все они соединятся в одной точке.

Для второго правила линейной перспективы линия горизонта имеет особое значение. Правильно построить его на уровне глаз художника, если это рисунок с натуры, или на уровне глаз «наблюдателя» — вымышленного персонажа, глаза которого наблюдают за происходящим. Набросок моря, сделанный лежа на песке, и вид на город с высоты птичьего полета, перспективный вид на пейзаж. Однако рисунок выполняется с принципиально разных точек зрения, а потому и уровень линии горизонта, и, как следствие, построение перспективы.

Правило первое

Главная особенность первого правила линейной перспективы — равномерное уменьшение объектов по мере их удаления от взгляда смотрящего. Ориентируясь на это правило, художники создают композицию рисунка, например перспективу улицы: рисунок может содержать только его часть (буквально несколько домов), длинный участок или целую улицу.

Выбор композиции зависит от того, сколько предметов будет изображено. Реалистичность и объемность изображения зависит от того, как построена уличная перспектива. Рисунок может выиграть или проиграть от выбранного количества объектов, и все зависит только от перспективы.

Для первого правила важно правильно выбрать точку обзора, то есть позицию, с которой художник рисует изображение, а также уровень глаз автора рисунка и то, как изображение должно восприниматься зритель. Перспектива и поле зрения зависят от точки зрения, от которой, в свою очередь, зависит перспектива рисунка.

чертежи в линейной и воздушной перспективе

Способы построения фронтальной линейной перспективы

Линейную фронтальную перспективу иногда также называют научной. Долгое время этот вариант считался единственно возможным. Он состоит из трех основных элементов:

  • точки схода;
  • линии горизонта;
  • перпендикуляр.

Давайте начнем с того, что посмотрим, как построить такую ​​перспективу с холста. Размечаем на нем прямоугольник — это будет рабочая плоскость. Затем необходимо определить местоположение точки схода. Он может быть в центре полотна или сбоку. Затем отметьте линию горизонта и начните соединять точки по сторонам прямоугольника с точкой схода. Вы можете изобразить комнату, нарисовав пол, стены и окна. Но проблема возникает, когда вам нужно изобразить более сложные объекты, например, кафельный пол. Здесь очень важно найти точку измерения.

Определение точки замера

Затем вам нужно найти точку измерения. Перед этим определяется положение наблюдателя. Допустим, это 6 метров от противоположной стены комнаты. Если точка схода сдвинута, то на линии горизонта необходимо отложить 6 + 1 метра по шкале на линейке, переместившись к той части изображения, которая находится ближе всего. Если взять 2 см на 1 метр, то откладывается 14 см, так что получаем точку измерения. Теперь вы можете провести через него прямые линии и грации, чтобы получить точки на противоположной стороне изображения. Итак, чтобы создать сетку, все, что остается, — это соединить их с точкой схода, а затем провести через эти точки прямые линии, параллельные линии горизонта.

Линейная перспектива в рисунке

В чертеже присутствует концепция фронтальной линейной перспективы, которая включает в себя вперед и назад, а также угловая перспектива, которая построена с использованием прямых линий, но по другим правилам. Обратная перспектива очень редко используется в рисовании и живописи, поэтому ее правила изучаются только при глубоком понимании предмета.

При построении прямой линейной перспективы есть два основных правила:

  1. Объекты уменьшаются в размере по мере удаления от точки обзора. Из этого правила следует, что объект переднего плана на чертеже будет намного больше, чем тот же объект на заднем плане.
  2. Параллельные линии, убегающие от глаз удаленного наблюдателя, соединяются с «точкой пересечения», которая находится на линии горизонта.

Изменение цвета объектов

При удалении, приближении углового или изогнутого положения объекта изменяется не только его форма, но и палитра его цветного изображения. За тональные искажения, текстуру, текстуру и цвет отвечают два типа перспективы: тональная и воздушная.

Тональная перспектива пытается изменить оттенок поверхности объекта. Оттенок относится к оттенкам, текстуре, текстуре, четкости и контрастности изображения. Тональная перспектива используется в живописи и фотографии, в рисовании, особенно в пейзаже, используются правила воздушной перспективы. На самом деле в правила входят и правила тональ, поэтому начинающим художникам рекомендуется сосредоточиться на нем.

воздушная перспектива на чертеже

Воздушная перспектива в рисовании и живописи исследует цветовые и тональные искажения объектов по мере их удаления от глаз смотрящего. Кроме того, правила учитывают нечеткость и нечеткость форм удаленных предметов и изменение их очертаний.

Понятие точки схода и линии горизонта

Давайте посмотрим на конкретном примере, что такое перспектива. Если вы посмотрите на следы или другие параллельные прямые линии вдалеке, вы заметите, что они постепенно приближаются и соединяются в точке, которая находится на горизонтальной линии, где небо встречается с землей. Это место называется линией горизонта. Он расположен на уровне глаз наблюдателя и разворачивается на расстоянии перед ним. Его легче найти, проследив направление прямых линий на рисунке. Все они будут стремиться сойтись в одном месте. Точка, к которой направлены все параллельные прямые, называется точкой схода или точкой обзора. Воздушная и линейная перспектива похожи тем, что обычно имеют линию горизонта.

Эти две концепции очень важны для правильного понимания и рисования линий на чертеже. Есть важное правило: с расстоянием предметы визуально уменьшаются, а расстояние между ними уменьшается. Используя точки схода, вы можете определить высоту объекта на любом расстоянии от них. Благодаря тому, что их можно перемещать по линии горизонта, перспектива спереди может быть очень разнообразной. Расположенная в центре, композиция будет сбалансированной и симметричной. Если переместить точку схода, появляются динамичные и интересные асимметрии.

Перспектива и восприятие

Когда вы рисуете что-либо в линейной перспективе, вы должны знать и понимать, что взгляд вашего зрителя всегда будет следовать по переулку, дороге или тропинке и достигать точки схода.

Сделайте путь, по которому следует взгляд зрителя, интересным, ярким и разнообразным, не однообразным, не скучным. Или изобразите что-то более важное, ключевое, интересное, чтобы созерцать, где дорога сходится в точке.

Изменение формы объектов

В зависимости от расстояния, угла обзора и поверхности, на которой изображены объекты, используются разные виды перспектив, в том числе:

1. Линейная перспектива — это геометрический способ построения пространственных объектов на плоскости с использованием прямых линий. Для линейной перспективы важен центр: фиксированная точка (или более), где линии сходятся на объектах, удаляющихся от переднего плана.

Есть несколько типов линейной перспективы:

  • Прямая — центр перспективы находится на линии горизонта, которая совпадает с уровнем глаз зрителя. В этой точке сходятся все линии, проведенные через объекты, равномерно отводимые от переднего плана.
  • Реверс: центр перспективы находится в глазах смотрящего, поэтому кажется, что объекты становятся все больше и больше по мере удаления. Оборотная перспектива использовалась в византийской и русской иконописи и призвана создать символический образ «ничтожества» зрителя по отношению к представляемой действительности. При использовании обратной перспективы может быть более одной линии горизонта и много фиксированных точек обзора.
  • Угловой — используется при передаче пространственного изображения объекта, находящегося под углом к ​​зрителю. Геометрическое построение угловой перспективы намного сложнее, чем вперед или назад.

линейная перспектива на чертеже

2. Панорамная перспектива: используется для построения изображений на цилиндрической или сферической поверхности. При использовании панорамной перспективы точка обзора находится прямо в центре круга, а линия горизонта определяется непосредственным или желаемым уровнем глаз наблюдателя.

3. Сферическая перспектива — искажение реального пространства, при котором центр перспективы всегда находится на уровне глаз зрителя и находится прямо в центре изображения. Единственными прямыми линиями в сферической перспективе являются основные вертикальные, горизонтальные и глубинные линии. Все прямые линии сходятся в центральной точке, а линии, которые не пересекают ее, имеют изогнутую форму, и чем ближе к краю изображения, тем сильнее кривая.

Построение угловой перспективы

Угловая перспектива — это тип линейной геометрической конструкции, для которой требуется линия горизонта и две точки на ней. При построении угловой перспективы важно уметь перемещать горизонт далеко за пределы чертежа.

На чертеже объекты можно размещать спереди или под углом к ​​зрителю, поэтому важно знать, как работает угловая перспектива. Для его правильного построения требуется длинная линия горизонта, выходящая за обе вертикальные рамки изображения. Нет необходимости прокладывать физически существующую линию, достаточно ее четко представить.

перспективный рисунок дома

По всем видимым краям угловатого объекта необходимо провести несколько прямых линий. Например, вам нужен угловой дом в перспективе, при этом на чертеже изображен не только этот дом, но и улица или часть городского пейзажа. Обычно угловой дом имеет две стороны; По каждой горизонтальной поверхности обеих граней проводятся прямые линии: двери, окна, рамы, крыша и другие. При правильной проекции углового объекта все прямые, проходящие через его правую сторону, будут пересекаться в точке на линии горизонта; эта точка обычно находится за пределами чертежа. То же самое произойдет и с линиями, пересекающими левый край объекта.

Виды перспективы

До того, как воздушная и прямая линейная перспектива в рисовании стала нормой, картины, которые в основном были иконами, писались по стандартным правилам с огромным количеством условностей в изображении. Очень часто использовалась обратная перспектива, что делало изображения искаженными и «плоскими».

После формализации основных правил линейной и воздушной перспективы в искусстве возникла потребность в более сложных и сложных изображениях, где требовалось изменить объект в соответствии с другими условиями. Таким образом, понятие перспективы получило более сложное определение, которое уже было нелегко разделить на линейное и воздушное.

перспектива на чертеже

В современном искусстве разделяются разные точки зрения: одни касаются изменения формы изображаемого объекта, другие — искажения цветовой палитры.

Оцените статью
Как нарисовать