- История возникновения
- Методические рекомендации
- Самые известные художники барокко
- Этапы развития
- Среднее
- Высокое
- Позднее
- Основные черты
- Множественность vs единство
- Принципиально иначе устроено барочное полотно. Зрителю сразу ясно, куда смотреть, взгляд не блуждает, поскольку художник не дает ему выбора — смысловые акценты уже расставлены. Основное на картине выделяется светом, всё второстепенное уходит в тень, прописано менее тщательно, не обладает самостоятельностью.
- Искусство: художественные картины в барочном стиле
- Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы
- Мода
- История зарождения расцвета и угасания барокко
- Роль церкви. Контрреформация
- Замкнутая форма vs открытая форма
- Иногда кажется, что барочное полотно обрезали не там, где нужно, например, не уместилась нога персонажа: целостность больше не является самоцелью.
- В основе тектонического стиля Ренессанса — упорядоченность, пропорциональность и неподвижность. Атектоничность барокко — это раскрытие замкнутой формы, изменчивость, нарушение правил (или их маскировка).
- Скульптура
- Джованни Лоренцо Бернини
- Давид
- Значение названия
- Черты и особенности стиля
- Интерьер
- Мебель
- Оформление стен
- Оформление полов
- Живопись
- Архитектура и ее представители
- Скульптура
- Фламандское и голландское барокко
- Барокко в архитектуре России
- Плоскость vs глубина
- На картине присутствуют передний, средний и задний планы как параллельные «слои», которые зритель созерцает фронтально и последовательно. Барочное изображение заставляет смотреть вглубь, «перескакивая» первый слой, переходя сразу к главному.
- Караваджо
- Барочная архитектура во Франции
- Человек эпохи барокко
- Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес
- Характеристика стиля
- Основные направления моды
- Барочная живопись
- Архитектурные особенности
- Неотъемлемая часть — скульптура
- Рим – родина барокко
- Искусство барокко
История возникновения
Для начала нужно понять, где и в какое время появилось барокко, быстро завоевавшее популярность. В центре европейской цивилизации 17-18 веков была Италия. Районами этого стиля были его города (Рим, Мантуя, Венеция, Флоренция). С его появлением началось триумфальное шествие «западной культуры». Этому направлению противостояли классицизм и рационализм.
Италия долгие годы удерживала политическое и экономическое первенство, но в семнадцатом веке перестала быть первым звеном. Сюда переехали многие французы и испанцы, что стало диктовать условия для развития. Рим продолжал оставаться духовной силой католического мира. Обычные граждане сильно поклонялись религии. Новый период заставил необразованных людей поверить в силу и величие церкви. С помощью искусства была создана иллюзия богатства и власти, которой на самом деле не было.
Папы пригласили для работы лучших художников, дизайнеров, архитекторов, украсивших множество церквей и дворцов. Рим стал богатым и роскошным. Другие города Европы быстро подхватили эту идею. Изменения коснулись не только экстерьера, но и внутренней отделки.
Над развитием стиля работали не только представители архитектуры, музыки, изобразительного искусства, литературы, но и дизайнеры модной одежды. Совместными усилиями возникло возвышенное барокко (в XVI веке — в Италии, а затем и в других странах Европы). В разных регионах своя хронология и периодизация эпохи. Его временной отрезок — конец 16 — начало 18 века.
Методические рекомендации
Как познакомить студентов с архитектурными стилями? Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» точно отвечает на этот вопрос. Если прогулка по историческому центру города или посещение музея по каким-либо причинам невозможно, рекомендуем выбирать иллюстрации и видеоролики по данной тематике. Учебник Даниловой Г.И поможет в организации и проведении урока. Изобразительное искусство. Базовый уровень. 11 класс. В нем вы найдете подробную информацию об архитектурных стилях и красочные фотографии.
Самые известные художники барокко
Рембрандт (1606 — 1669). Он написал множество библейских и мифологических сцен, использовал барочные приемы контраста и движения. Кроме того, он спроектировал множество объектов.
Караваджо (1571 — 1610). В картинах он реалистично передал физическое и эмоциональное состояние человека. Он использовал технику тенебризма.
Иоганнес Вермеер (1632 — 1675). Величайший художник семнадцатого века, посвятивший свою жизнь работе. Он написал много картин. Использованы дорогие пигменты, например, лазурит, дорогой синий пигмент.
Герард ван Хонтхорст (1592 — 1656). Используйте цвет и движение, чтобы создать визуальную драму. Все его картины рассказывают историю. Он удачно изобразил сцены с искусственным освещением.
Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640). Влиятельный художник, сторонник фламандского барокко. Обладал неповторимой манерой живописи, умело подчеркивал движение, цвет и чувственность. Создано более 1400 работ! Особенно удачными оказались исторические сцены, гравюры, гобелены.
Диего Веласкес (1599 — 1660). Художник-индивидуалист эпохи барокко. Он рисовал в мрачном стиле, но позже развил свободный и смелый способ рисования. Он смог создать иллюзию формы, глядя на холст издалека. Автор многочисленных портретов испанской королевской семьи, известных людей.
Рембрандт
Йоханнес Вермеер
Жерар ван Хонтхорст
Питер Пауль Рубенс
Диего Веласкес
Этапы развития
Среднее
Главный представитель — Караваджо. Период разработки: 1600 — 1625 гг.
Постимпрессионизм в живописи
Высокое
Разработан в 1625–1675 гг. В рамках этой фазы выделяют несколько направлений:
- Динамичное барокко: Рубенс;
- Реалистичное барокко: Рембрандт, Веласкес;
- Классическое барокко: Пуссен.
Позднее
1675-1725 гг. Стиль создавали продолжатели представителей ранней и высшей ступеней.
Основные черты
Искусство барокко в живописи отличается динамизмом (чувством движения), которое дополняется экстравагантными эффектами (изогнутые линии, богатый декор, яркое освещение).
Полное барокко или полное барокко развивалось в южной части Западной Европы, тогда как Северная Западная Европа создавала классическое или сдержанное направление.
Для барокко характерны сплошные наложения, пересечения фигур и элементов.
Особенности стиля:
- Эффектное использование цвета
- Образы очевидны, драматичны, прямые, без коннотации;
- Высокая эмоциональность и динамичность сюжета, привлекающая зрителя;
- Изображения заставляют вас почувствовать себя частью яркой реальности, которую передают художники эпохи барокко;
- Экстравагантные декоративные элементы изображения;
- Живопись развивается в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа;
- Резкие контрасты между светом и тьмой, между светом и тенью.
Основные темы полотен: перевоплощения, мученичество и смерть, сражения, напряженные психологические моменты, все формы проявления действия, их последствия. Живопись барокко можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. В эпоху Возрождения европейские художники осознали важность формы и анатомии в реалистичном изображении человеческих фигур. Создателям стиля барокко удалось реалистично передать образы людей — их портреты стали более проработанными, яркими, эмоциональными. Художники эпохи барокко были одержимы светом, картинами, которые точно отображали пейзаж или интерьер сцены.
Минимализм как стиль в живописи
Живопись барокко можно разделить на динамичное и реалистичное барокко. Первое можно рассматривать как продолжение итальянского Возрождения, второе — как искусство стран с разным уровнем развития живописи, в котором основной упор делается на физическую составляющую.
Пейзажи представлены работами Якоба Исаакса ван Рейсдала из Нидерландов, натюрморты написаны Жан Батистом Симеоном Шарденом из Франции, жанр портрета — Франсом Хальсом. Их работы известны своей особой подачей и восприятием действительности.
Множественность vs единство
Живопись эпохи Возрождения четко изображает все: фигуры, предметы и детали интерьера или пейзажа. Каждый из объектов независим, может быть «удален» с изображения и исследован отдельно. Художник не жертвует деталями ради общего блага. Множественность, характерная для эпохи Возрождения, подчиняется строгим правилам гармонии, поэтому композиция выглядит целостной.
Принципиально иначе устроено барочное полотно. Зрителю сразу ясно, куда смотреть, взгляд не блуждает, поскольку художник не дает ему выбора — смысловые акценты уже расставлены. Основное на картине выделяется светом, всё второстепенное уходит в тень, прописано менее тщательно, не обладает самостоятельностью.
Это опять же соответствует естественному оптическому восприятию, когда только самое важное находится в фокусе зрения, остальное «оживает» в голове смотрящего.
Чтобы композиция не «развалилась» при отсутствии формальных законов гармонии, художники эпохи барокко подчиняют элементы мотиву, направлению движения, используют светотень, темный фон, соединяющий фигуры. Например, даже самые многолюдные полотна Рембрандта оставляют впечатление единства и уравновешенности, изображенные на них группы неразрывно сливаются.
Рембрандт, Ночной дозор. Один источник
Искусство: художественные картины в барочном стиле
А ТАКЖЕ. Бах
В конце эпохи Возрождения появляется музыка барокко, которая становится предшественницей культуры классицизма. Есть противопоставление инструментов и голосов, солистов и хоров, а также сочетание форм значительных масштабов. Возникли инструментальные жанры, ведущее место заняли жанры оперы, кантаты и оратории.
Известные музыканты и композиторы:
- К. Бернелли, Г. Рейтер, И. И. Фукс, Д. Фантини, В. Г. Руэ, И. Г. Вюлькен — известные трубачи.
- А ТАКЖЕ. Бах, Ф. Близнецы, Жан-Батист, А. Вивалли, С. Шейд — известные композиторы.
Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы
Костюм европейского аристократа того времени был сложным и необычным: многоярусные парики, корсеты, кружева. И мужчины, и женщины носили каблуки и использовали много косметики. Все естественное среди знати подвергалось гонениям, поскольку это приравнивалось к варварству, жестокости и невежеству.
Все это нашло отражение в картине: картины, созданные в стиле барокко, даже вполне реалистичные, сложны по композиции, отличаются обилием фигур и насыщенной фактурой.
В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандский» Рубенс и голландец Рембрандт.
Художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) любил привлекать из толпы простых людей: мальчиков, уличных торговцев, музыкантов, но также он с удовольствием воплощал религиозные сюжеты. Персонажи его картин, как правило, кажутся разорванными ярким лучом света из окружающей тьмы, что делает полотна загадочными и загадочными.
Художник Караваджо прославился не только своими картинами, но и вспыльчивостью, необузданным образом жизни и пристрастием к алкоголю. В расцвете сил он был обвинен в убийстве, объявлен вне закона, бежал из Рима и умер в изгнании.
«Смещение» Караваджо (1604 г.) Изначально духовенство отвергло картину из-за несоответствия церковным канонам
Караваджо «Прорицатель» (1595)
Однажды Караваджо приказал доставить в магазин труп, чтобы более правдоподобно представить сцену воскрешения Лазаря
Мода
Эпоха барокко развивается во времена правления Людовика XIV (вторая половина 17 века), когда при дворе царил безупречный этикет. Франция была законодателем моды в Европе, а другие страны строго следовали французским модным тенденциям.
Европейские наряды отличаются невероятным великолепием, дополненным многочисленными украшениями.
Модные тенденции барокко
Изменились платья красивых женщин — в отличие от раннего Возрождения, они были на китовом усе. Платье плавно спускалось по юбке, а сзади к платью прикреплялся шлейф. Низкий вырез открывал плечи, а ставшие модными высокие прически закрывались шарфами и шапками из тонкой ткани.
Мужчины были одеты в длинные кафтаны, украшенные яркими кружевами и бантами. Высокие сапоги носили исключительно во время военных походов или в полях. В цивилизованной среде представители сильного пола носили обувь. Обувь украшали аграфами (пряжками), но со временем луки стали более популярными.
Головы джентльменов покрыты элегантными париками, которые курчавыми прядями ниспадают на плечи и выступают вверх. И женщины, и их красавицы стали пользоваться косметикой в непомерных количествах. Лица и парики были тщательно напудрены. Вдобавок появились мухи — они ярко контрастировали с невероятной белизной кожи.
История зарождения расцвета и угасания барокко
Барокко последовало за Ренессансом. Стиль берет свое начало в эпоху Контрреформации, когда католическая церковь начала эмоционально призывать верующих через искусство и архитектуру. Различают эпоху раннего, высокого и позднего барокко.
В переходный и первый период усилился декоративный элемент, большое внимание было уделено двору и саду дворца. Здесь множество балюстрад, фонтанов и скульптур.
Стиль позднего барокко часто называют рококо. Это более легкая версия стиля, лишенная драматизма, движимая чувственной небрежностью.
Роль церкви. Контрреформация
Историк истории классического искусства Джулио Карло Арган (Италия) определил период итальянского барокко «культурной революцией во славу идеологии католицизма». В ответ на протестантскую Реформацию католики инициируют политико-церковное движение: Контрреформацию.
Основная задача реформы заключалась в обновлении Римско-католической церкви и восстановлении ее престижа.
Только искусство могло наглядно представить силу и мощь, с помощью которых можно оглушить, привлечь внимание, заинтересовать. Простые протестантские церкви контрастируют с католическими церквями, украшенными богатой позолотой, орнаментом и величественными лестницами. Базилика Святого Петра (Basilica Sancti Petri) в Ватикане — образец нового стиля. Прообразом церквей итальянского барокко считается римская церковь Иль-Джезу (Церковь Святого Имени Иисуса), построенная по проекту Джакомо да Виньола (Il Vignola).
Замкнутая форма vs открытая форма
Закрытый характер произведения искусства предполагает, что оно является единым целым, оно ограничивает себя и не требует пояснений. Открытая форма, с другой стороны, сопротивляется ограничениям, «отрывает взгляд от картинки», согласно Вёльфлину.
Иногда кажется, что барочное полотно обрезали не там, где нужно, например, не уместилась нога персонажа: целостность больше не является самоцелью.
Композиция эпохи Возрождения гармонична и уравновешена, части уравновешены вокруг центральной оси. В композиции в стиле барокко отсутствует строгий баланс: справа больше фигур, чем слева, либо освещена только часть полотна.
Художникам XVII века классическая форма, основанная на геометрии, казалась скучной, вымышленной, безжизненной. «ослабив» композицию, отказавшись от системы осей, они достигли напряжения и подвижности. Так что изображение появляется не как изображение, а как снимок действительности.
В основе тектонического стиля Ренессанса — упорядоченность, пропорциональность и неподвижность. Атектоничность барокко — это раскрытие замкнутой формы, изменчивость, нарушение правил (или их маскировка).
Джан Лоренцо Бернини, Аполлон и Дафна. Один источник
Это особенно заметно в скульптуре Бернини: каменные фигуры словно освобождаются из плена материи и парят в воздухе, сопротивляясь не только правилам искусства, но и законам природы.
Скульптура
В эпоху барокко скульптура тесно связана с живописью и архитектурой. Меняется техника скульптуры. Скульпторы отказываются от концепции пластикового упора. Самым известным скульптором итальянского барокко является Лоренцо Бернини, которого искусствоведы называют «Микеланджело семнадцатого века».
Джованни Лоренцо Бернини
Основоположник стиля барокко в скульптуре реализовал масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет своей творческой жизни украшению базилики Святого Петра в Ватикане.
Работая над статуями религиозной тематики, скульптор и главный архитектор Базилики (1629 г.) использует белый мрамор, скрытый свет, чтобы усилить эффект культа.
В руках мастера твердый и блестящий камень стал послушным и пластичным. Скульптуры «оживали», передавая изгибы и тепло человеческого тела.
Классический пример — «Экстаз Святой Терезы» (1645–1652).
Историк искусства Эрнст Гомбрих (1909–2001) так оценил работу мастера, написанную для римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория: «Скульптор в стиле барокко довел до безумия религиозные чувства. Лоренцо Бернини доводит эмоции до крайности и не боится выходить за рамки дозволенного. Подобного образа в истории искусства еще не было».
Давид
Скульптор обращается к античным сюжетам, но создает образы по-своему. Давид Бернини (1623) не похож на героя произведений Микеланджело Буонарроти и Донателло (Донателло).
Автора интересует правдоподобное изображение убийства Голиафа. Тонкие губы юного Давида упорно сжаты, маленькие глазки полны гнева, гримаса на его лице выдает ясные намерения. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию брошенного камня.
Творения Бернини — это шедевры аллегории и зрелищности. Величественные фактурные фонтаны были созданы в Риме по приказу Папы Урбана VIII.
Значение названия
С итальянского языка барокко переводится как «развратный», «склонный к роскоши», с португальского — «жемчужина неправильных форм». Происхождение термина связано с искусствоведами Иоахимом Викельманом и Франческо Милициа. Они отрицательно относились к этому стилю, считали его противоречащим классическим правилам эстетики. А вот и другие краткие толкования этого термина:
- Нелепость, странность, причудливое, саркастическое издевательство.
- Уродливая, претенциозная, неестественная зависимость.
- Переплетенный драгоценный камень, имитирующий красоту.
- Фамилия известного итальянского художника Бароччи.
- Подражание архитектуре среднеазиатских турок (сельджуков).
Итальянский историк истории классического искусства Джулио Карло Арган назвал барокко «культурной революцией, прославляющей идеологию католицизма». Он выступал против протестантских реформ.
Черты и особенности стиля
Для направления барокко характерны контраст образов и их динамизм, сочетание иллюзорности форм и реальности, великолепие композиций. В интерьере и экстерьере построек использованы скульптурные элементы, тесаные колонны, улитки и заклепки, а также пилястры. Широкомасштабное развертывание колоннад было обычным делом. Стиль барокко унаследовал от маньеризма стремление поражать воображение. Это прослеживается в сложных формах куполов, выполненных в виде многоуровневых конструкций. Отличительные особенности также включают использование кариатид, атлантов и горгулий.
Тенденции претенциозности и помпезного богатства также восходят к викторианской эпохе.
Кариатиды, атланты и маскерони
Интерьер
Необычные композиции из асимметричных орнаментов, изображений вогнутых и выпуклых форм широко используются в интерьере барокко. Четко выражены вертикальные линии колонн и сочленения горизонтального типа, что также присуще колониальному стилю.
Стиль барокко идеально сочетается с интерьером больших помещений — разнообразные украшения и наборы мебели занимают невероятно большое пространство комнаты.
На фото один из ярких примеров интерьера в стиле барокко.
Барочный интерьер
Мебель
Мебель в стиле барокко — уникальное произведение искусства, поэтому ее чаще всего использовали для создания внутренней композиции помещения. Мягкие наушники (диваны, кресла на деревянных ножках, стулья) были набиты дорогими материалами в насыщенных тонах. Гигантские деревянные шкафы были украшены резной гравировкой и монохромным орнаментом. Большой популярностью пользовались огромные кровати с изящными навесами, с которых падали красочные покрывала. В эпоху барокко гостиным уделялось особое внимание: в роскошных залах принимали гостей и устраивали танцы.
Мебель в стиле барокко
Оформление стен
В интерьере в стиле барокко использована настенная роспись. Высокие мраморные стены были покрыты большими разноцветными изображениями, дополненными обильной позолотой и расписанными фресками потолками. А картины невероятных размеров, обрамленные богатыми рамами (с позолотой или лепниной) завершали общую композицию невероятного великолепия.
Изображения на стенах в стиле барокко изображали сцены из мифологических сказок.
Классическое представление барокко в современной обстановке
Оформление полов
Мраморный пол гармонично контрастировал с общим интерьером гигантских залов. Он был выполнен в виде шахматной плитки. Цветовая палитра была не очень разнообразной — использовались однотонные цвета. На фото выше также видно, как были оформлены полы в стиле барокко.
Живопись
К особенностям формирования живописи в период барокко можно отнести:
- Яркая цветовая палитра.
- Динамичность композиции.
- Великолепие «плоских» форм.
Яркие образцы барочной живописи можно увидеть в произведениях Рубенса («Распятие», «Страшный суд», «Битва греков с амазонками») и Караваджо («Больной Вакх», «Отдых во время полета в Египет »,« Призвание апостола Матфея»).
«Страшный суд», Рубенс
Архитектура и ее представители
Отличительными чертами архитектуры барокко являются плавность криволинейных и сложных форм, а также невероятный размах стилистического пространства. Обилие скульптурных творений украшает фасады церквей и соборов.
Во многих странах огромную популярность приобретает стиль барокко в архитектуре. Только во Франции это было не так ярко выражено: термин «классицизм» используется даже для памятников барокко».
Классицизм — направление в искусстве (17-19 вв.). Для него характерно возвращение к античному искусству и культуре, которые считались идеальным примером.
Неоценимый вклад в сферу архитектуры внесли:
- Донато Браманте — основоположник архитектуры барокко.
- Джакомо Делла Порта, Карло Мадерна и Доменико Фонтана — архитекторы раннего барокко.
- Франческо Бромини — представитель радикальной архитектуры.
- Сантино Солари — создает первый собор в стиле барокко в Зальцбурге.
Архитектура барокко
Скульптура
Лоренцо Бернини
Скульптура была органически неотъемлемой частью искусства барокко. Самым известным скульптором семнадцатого века был Лоренцо Бернини. Среди его самых популярных работ по мифологии:
- Плутон (бог подземного мира), похищение Прозерпины.
- «Экстаз Святой Терезы» — группа алтарей, расположенных в одном из храмов Рима.
- Аполлон (бог света) преследует нимфу Дафну, которая чудесным образом превращается в дерево.
На фото — деревянная скульптура в стиле барокко. Именно этот материал преобладал при создании скульптур и для большей реалистичности с огранкой хрусталя и стеклянными глазками.
Фламандское и голландское барокко
Фламандец Питер Пауль Рубенс (1577–1640) изучал живопись в Италии и в Антверпене (Бельгия) и в своем творчестве удачно соединил традиции «северного» и «южного» европейского барокко. Создал парадные портреты («Duca di Lerma»), картины на мифологические сюжеты («Персей и Андромеда»), а также на религиозные сюжеты («Сан-Джорджо и Дракон»).
Рубенс «Самсон и Далила» (1609) Красное платье Далилы предвещает последующие кровавые события
Рубенс «Калидонская охота» (1611 г.) В центре — древнегреческий герой Мелеагр, побеждающий чудовищного кабана
Во многом благодаря этому художнику появились устойчивые выражения «фламандское великолепие» и «красота Рубенса»: Рубенс всегда был страстным любителем жизни, большинство его картин — торжествующий гимн телесной красоте человека, полного здоровья.
Рубенс не только писал картины на любую тематику, но и делал эскизы гобеленов на заказ, иллюстрировал книги
Уравновешенные и трудолюбивые голландцы ценили не резкое выражение эмоций, а спокойствие и практичность.
Таковы были самые ранние картины Рембрандта (1606–1669). Признанный мастер барокко, он всегда старался отразить в своих полотнах внутреннюю сущность людей и явлений, работал практически во всех жанрах живописи и в конце жизни пришел к своему узнаваемому стилю.
Его более поздние картины, например знаменитое «Возвращение блудного сына», с внешне довольно статичной композицией, отличаются колоссальной внутренней напряженностью.
Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1669)
Рембрандт «Блудный сын в трактире» (1635) У картины есть другое название: «Автопортрет с женой Саскией на коленях»
Еще одна известная картина Рембрандта — «Ночной дозор» (1642 г.). Практически впервые в истории художник отошел от традиций парадного портрета, изобразив большую группу стрелков в момент выхода из арки в сторону площади.
Рембрандт «Ночной дозор» (1642) Автор назвал картину «Речь стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»
Барокко в архитектуре России
В Российской Империи наибольшей популярности стиль барокко в архитектуре достиг в середине 18 века. Раннее русское барокко прекрасно иллюстрирует церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, построенная князем Голицыным.
Знаменский храм. Дубровицы. Один источник:
Во время правления Елизаветы (1740-1750) этот стиль достигает своего апогея. Это время великих мастеров: Б. Ф. Растрелли, Д. Ухтомского, С. Чевакинского.
Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Плоскость vs глубина
Плоский образ, характерный для эпохи Возрождения, конечно, не означает отсутствия перспективы и объема.
На картине присутствуют передний, средний и задний планы как параллельные «слои», которые зритель созерцает фронтально и последовательно. Барочное изображение заставляет смотреть вглубь, «перескакивая» первый слой, переходя сразу к главному.
Допустим, у Вермеера на переднем плане занавес или стол, а персонажи находятся в глубине картины, на некотором расстоянии от зрителя.
Иоганн Вермеер, Девушка читает письмо. Один источник
В этом случае фигуры расположены не на одной линии, а по диагонали или группами, которые композиционно соединяют ближнюю и дальнюю плоскости. Это усиливает впечатление глубины пространства, возникает напряжение и динамика. Освещение, перспектива, элементы ландшафта — все работает для этого эффекта. Образ оживает, и зритель больше не чувствует себя отстраненным созерцателем, а становится свидетелем, возможно, невольным, сцены из чужой жизни.
Караваджо
Он основал стиль Караваджо, самого влиятельного художника периода раннего барокко. В нем раскрывается главная особенность — яркое освещение сцены из темноты произведений в стиле барокко. В будущем это станет общей чертой живописи в стиле барокко.
Караваджо подвергся критике своей работы. Его религиозные картины вызвали споры из-за его желания изображать людей без идеализации. Художник постарался передать их несовершенство. Благодаря Караваджо произошел отрыв от ренессансной традиции идеализма, в частности религиозных сюжетов.
Барочная архитектура во Франции
Для французов итальянское изобилие граничило с непристойностью, упрямством и безвкусицей. Французские представители барокко считались преданными королю профессионалами. Стиль во французской архитектуре был более сдержанным, планы менее сложными, прихоти и эксцессы исключены. Большое внимание уделяется деталям и пропорциям традиционных орденов. Примером французского барокко является королевский дворец Людовика XIV под Парижем.
Внушительная и строгая архитектура в стиле барокко во Франции постепенно стала культурной моделью для прогрессивной Европы.
Человек эпохи барокко
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется со свирепостью, наглостью, произволом, жестокостью и невежеством: все это в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина в стиле барокко ценит бледность своей кожи, носит неестественную и вычурную прическу, корсет и искусственно удлиненную юбку на каркасе из китового уса. Носите каблуки.
Энтони ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта
А идеальный мужчина в эпоху барокко — джентльмен — от нежного английского: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал сбрить усы и бороду, носить духи и напудренные парики. Зачем насиловать, если теперь убивают, нажав на курок мушкета. В эпоху барокко естественность была синонимом жестокости, свирепости, пошлости и экстравагантности. Для философа Гоббса естественное состояние — это состояние, характеризующееся анархией и войной всех против всех.
Для барокко характерна идея облагораживания природы разумом. Не терпеть нужды, но «хорошо сказать приятными и учтивыми словами» (Юность честное зеркало, 1717). По мнению философа Спинозы, влечения больше не являются содержанием греха, а являются «самой сущностью человека». Поэтому аппетит оформлен в изысканной этикетке за столом (именно в эпоху барокко появились вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — к вежливому флирту, ссорам — к изысканной дуэли.
Для барокко характерно представление о спящем боге — деизме. О Боге думают не как о Спасителе, а как о Великом Архитекторе, создавшем мир, как часовщик создает механизм. Отсюда такая особенность барочного мировоззрения как механизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Божиим, но, сотворив мир, Бог отдыхал от своих трудов и никоим образом не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу молиться бесполезно — у Него можно только учиться, поэтому настоящими хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические принципы натурфилософии» (1689), а Чарльз Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Академии наук и научные общества созданы во всех европейских столицах.
Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес
Глубоко верующий человек, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался к библейским мотивам в своих произведениях. В то же время он интерпретировал представляемые события как нечто иллюзорное, вымышленное. Его картины — «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой жемчужно-серой цветовой гаммой, свойственной только этому художнику. Чтобы добиться такого эффекта, он наносил базовые краски на белый грунт так, чтобы он частично просачивался на холст.
Эль Греко «Святое семейство» (1585)
Внимание посетителей музея всегда привлекают его картины, в которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Самая известная картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Подружки невесты»). На холсте художник представил себя рисующим портрет… Кого? Или королевская чета — Филипп II и его жена Марианна (которую мы не видим — лишь их смутное отражение в раскрашенном зеркале). Или их дочь — Инфанта Маргарита: в окружении большого числа поклонников она кокетливо смотрит прямо на зрителя.
Веласкес «Менины» (1656 г)
В 23 года Веласкес стал придворным портретистом. Согласно легенде, Филипп IV однажды сказал художнику: «Никто, кроме тебя, не изобразит меня»
Иллюзия, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.
Характеристика стиля
На развитие барокко повлияла не только католическая церковь, но и крушение идеалов гуманизма, новое понимание человеческой сущности, изменение «образа мира». Ренессанс передал барокко и маньеризм солидностью и великолепием — динамизмом и эмоциональностью. Вкратце особенности стиля можно представить так:
- Скульптура, архитектура и живопись сходятся воедино. Лучше всего это отразилось в городских ансамблях и парках.
- Гигантские, массивные, большие здания.
- В центре — здание с единственным фасадом, похожее на сценографию театра.
- Пространство наполнено скульптурами, лепниной, орнаментами и украшениями.
- Очень много мелких деталей, зеркал.
- С помощью игры света создаются тени, контраст, оптические эффекты.
- Атмосфера торжественная и напряженная.
В барокко смешиваются разные виды искусства, создавая эффект драматизма, напряжения и величия. Размах стиля впечатляет.
Основные направления моды
Человек эпохи барокко уходит от естественности, в нем нет свирепости, высокомерия, невежества. Для женщин ценилась бледная кожа, поэтому для лица использовали специальный лайм. Женщины носили высокие и вычурные прически, корсеты надевались на пояса. Юбки и шелковые платья были пышными в оправе. Туфли на элегантном и изысканном каблуке. На морде часто рисовали черных мух.
Для мужчин были модные черты джентльмена, отличающиеся мягкостью, нежностью, спокойствием. Было принято брить усы, бороду и пользоваться духами. Позже стали носить белые парики с локонами. Представители сильной половины человечества отошли от всего пошлого, дикого и экстравагантного. Платья были из бархата, украшены золотым шитьем, кружевом, лентами, шнурами. На ноги надевались брюки со шнурками.
В эпоху барокко было принято использовать вилки и салфетки. Уже тогда было принято флиртовать с противоположным полом, проводить дуэли.
Барочная живопись
В 17 веке стали появляться картины с динамичными композициями, великолепными формами, интересными сюжетами и аристократизмом. Описание стиля будет неполным без упоминания темы. Основная тема была религиозной. Затем последовали изображения античных героев.
Во многих полотнах фантазия сливается с действительностью, учение — с духовностью. Художники пытались соединить в своих работах естественное и сверхъестественное. Картины Рубенса и Караваджо считаются шедеврами тех лет. Искусство барокко было представлено необычными мотивами и орнаментами, на основе которых было изготовлено уникальное кружево.
Архитектурные особенности
Архитекторы первыми представили барокко. Первопроходцем стал итальянец Франческо Борромини. С ним работал Лоренцо Берниа. В России прославились постройки Растрелли, в Содружестве — Ян Кристоф Глаубиц. Предпочтение отдавалось крупным дворцово-парковым комплексам.
Здания были крупными, с куполами и фасадами сложной формы. Также были отмечены следующие характеристики:
- много балконов, колонн, скульптур;
- цветовые контрасты;
- пышные украшения;
- большие окна;
- золотая отделка;
- лепнина в виде атласов и кариатид.
Наиболее яркими образцами архитектуры являются: Собор Святого Петра в Риме, Версаль во Франции, Гран-Плас в Брюсселе, Петергоф в России, Цвингер в Германии.
Неотъемлемая часть — скульптура
Великий итальянский архитектор и скульптор Лоренцо Бернини жил и работал в 17 веке. В его копилке много скульптур на мифологические темы. Главный шедевр мастера — украшение алтаря «Экстаз Святой Терезы», который до сих пор находится в одной из церквей Рима.
Испанские мастера отдавали предпочтение резьбе по дереву. Вот характерные черты скульптур тех лет:
- их делали для украшения фонтанов;
- тонко передала фактура ткани, чувственность тела;
- украшен позолотой;
- отображаются замороженные движения.
На статуи часто надевали настоящую одежду, чтобы сделать их более правдоподобными.
Рим – родина барокко
Центром развития нового стиля искусства стал Рим. Столица католического мира не утратила опыта эпохи Возрождения. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти считается «отцом» итальянского барокко. Величайший мастер эпохи Возрождения разработал новые композиционные формы для библиотеки Папы Климента VII (1523-1534) — архитектурное сооружение считается прообразом всех построек в стиле барокко.
В 1593 году живописец-реформатор Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) начал свою творческую деятельность в Риме. Изменившиеся политические условия диктуют новые правила поведения. Церковь и аристократия нуждаются в демонстрации власти. Барокко — стиль, способный их возвысить.
Искусство барокко
Искусство барокко отличается, прежде всего, необычайным великолепием форм, оригинальностью фактур и динамизмом. В искусстве преобладает броский блеск. В живописи важнейшими представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.
Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания персонажей. Интересен тот факт, что влияние этого художника на искусство было настолько велико, что появился новый стиль — Караваджизм.
Некоторым последователям удалось перенять натурализм своего учителя в переносе людей и событий на холст. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, овладев их техникой и перенимая стиль.
Фламандский художник Ван Дейк и голландец Рембрандт также были выдающимися представителями искусства барокко. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции — Николя Пуссен.
Кстати, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве — классицизма.