Символизм в искусстве: основные представители в живописи и их картины

Черты символизма в живописи

Представители этого направления создавали эстетические произведения, содержание которых функционировало как символы и знаки более глубоких идей, а не как средство воспроизведения действительности. Художники-символисты создавали на своих полотнах оригинальные сказки, часто основанные на литературных мотивах.

Самым важным в символическом искусстве была область подсознания, сновидений, для которой характерно связывание и принятие даже самой очевидной чепухи.

Иногда на полотнах использовались яркие цвета, чтобы подчеркнуть сказочное ощущение сверхъестественного. Точно так же использование пастельных тонов вместе с размытием цвета служило той же цели. Одна из основных техник художников — создание образа, не подчиняющегося реальности, в отличие от реализма, где каждый символ имеет свои особенности в субъективном вкладе зрителя и художника. Своеобразие стиля не в технике, а в содержании образа.

Бельгия

Символизм в этой стране развивался по линии декаданса. Джеймс Энсор был видным представителем. Детские воспоминания о сувенирном магазине его родителей, где он стоял среди кукол, масок и фарфора, играют центральную роль в его творчестве. В герое Энсора ранимость, мечтательность, жизнерадостность сочетаются со скептицизмом и мраком, что также нашло отражение в его произведениях.

Анри де Грю — еще один неординарный художник. Он по-своему интерпретировал сюжеты традиционной религиозной живописи, соотнося их с современностью. Он воплотил в своих полотнах трагедию, увиденную им в свое время (XIX-XX вв.). Его работы часто находятся на стыке романтизма и реализма, символизма и историзма. Де Грю часто писал трагические моменты жизни, поэтому его цветовая палитра была мрачной.

Известные картины: «Интрига» (Джеймс Энсор), «Человек-бог» (Жан Делвиль), «Бессмертие» (Ксавье Меллери), «Полет валькирий» (Анри де Гру), «Искусство или нежность Сфинкса». «(Фернан Кнопф).

Полет валькирий, c. 1890 Королевский музей изящных искусств (Брюссель), Анри де Гру

Полет валькирий, c. 1890 Королевский музей изящных искусств (Брюссель), Анри де Гру

Британия

В 19 веке в Великобритании возникло братство прерафаэлитов, предшественников символистов. Их работы часто отождествляются с символикой. Прерафаэлиты, сосредоточившись на живописи раннего Возрождения, отказались от академической традиции. Их работы отличаются яркими красками, проработкой мельчайших деталей. И в выборе сюжетов ориентируются на библейские, исторические, мифологические сюжеты, добавляя аллюзии и мистические ассоциации.

Известные картины: «Офелия» (Джон Миллет), «Обретение Спасителя в храме» (Уильям Хант), «Благовещение» (Данте Гебриэль Россетти).

Обретение Спасителя в храме, Городской музей и художественная галерея 1860 г. (Бирмингем), Уильям Хант

Обретение Спасителя в храме, Городской музей и художественная галерея 1860 г. (Бирмингем), Уильям Хант

Характерные черты

Выделены характерные черты стиля: новаторство, стремление к экспериментам, загадочность, двусмысленность, сдержанность. символизм, живописные стили, живопись, художники

Франция

Региональные особенности развития символизма:

Французская школа символизма выделяется своей жаждой синтеза и декаданса. Представители руководства: Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Эдгар Максенс. Известные картины: «Осень», «Сон» (Пюви де Шаванн), «Саломея», «Фаэтон» (Ж. Моро), «Циклоп» (О. Редон), «Снежная королева» (Э. Максенс).

Бельгия

Бельгийский символизм развивался по линии декаданса. Картины Ксавьера Меллери, Джеймса Энсора, Жана Делвилля в стиле символизма отличаются особым восприятием и передачей образов.

Британия

В Британии сказалось влияние прерафаэлитов, их средневековый стиль и возвращение к идеалам Возрождения дали толчок истории местного символизма. Художники: Уильям Холман Хант (1827 — 1910), Данте Габриэль Россетти (1828 — 1882), Джон Эверетт Милле (1829 — 1896), Эдвард Бёрн-Джонс (1833 — 1898).

Развитие стиля в России

Символизм в России отстал от своего движения в Западной Европе. Период представлен произведениями Врубеля, Нестерова, Сомова, Рериха, Гущина. В развитии русской живописи этот период связан с представителями серебряного периода начала ХХ века, совпавшего с зарождением модерна в культуре.

Культурное становление русской философии и поэзии этого периода проходило в сложный период развития государства. Представители Серебряного века перешли от политических и социальных проблем к мистическим и философским. Это ярко проявилось в творчестве Врубеля. Наиболее выразительно русский символизм представлен поэтами Серебряного века. Название возникло после популярности произведений поэтов и художников — в эмиграции, по аналогии с золотым веком русской поэзии в 19 веке. стили живописи, картины, художники, символика

Суть русского варианта символизма — поиск Бога, эмоциональность, упадок. Конец Серебряного века связан с формированием Советской власти.

Один из самых ярких представителей этого периода в русской живописи — Михаил Врубель. Живописец работал в разных жанрах искусства: графика, театр, живопись, скульптура. Влияние Врубеля на живопись серебряного периода исключительное. Одним из главных произведений Врубеля, отражающих характерные черты того периода, можно назвать картину «Сидящий демон».

Образы представителей того периода были представлены на двух тематических выставках: «Алая роза» и «Голубая роза». Первый прошел в Саратове в 1904 году. Организаторами выступили представители одноименного объединения, созданного в конце 19 века. В 1907 году ядро ​​«Алой розы» образовало новое объединение — «Голубая роза». стили живописи, картины, символика, художники

Произведениям символистов России серебряного периода свойственна атмосферность. Художники пытались передать суть, а не правильную природную форму.

Символизм в искусстве

Символизм зародился в конце 19 века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм утвердился в литературе, философии и театре, затем он пришел в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, для которого характерны свобода самовыражения, естественность и расслабленность, изображение идеального мира, живописная природа и чувства).

В искусстве символизм возник как противостояние реализма и импрессионизма, в котором упор делался на действительность. Символизм представлял идеи через символы, подчеркивая значение формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, он показал меланхолию и человеческую жажду духовного освобождения.

Символизм открыл новые абстрактные средства выражения психологической истины и показал, что за физическим миром стоит другая реальность: духовная.

Символисты могут брать абстрактные понятия, такие как сны и видения, и формировать их.

Символизм в музыке

Александр Скрябин (1871 — 1915) известен как блестящий русский пианист и композитор. Но не только. Еще его помнят за магию, окутавшую его во время спектаклей, представляя зрителю, казалось, всю мистику тайн Вселенной.

Он превратил аккорды в символы. Это стало «прометеевским» или «прометеевским» аккордом, который позже использовался другими композиторами.

Этот звуковой ансамбль был абсолютно революционным для своего времени. Когда музыковеды говорят о его музыкальных творениях, они вспоминают такие слова, как: дверь авангардной мысли, воздушность мелодии, кристалличность, поиск звезд и т.д.

Аккорд Прометея состоит из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.

Представители символизма и их картины

Три возраста женщины
Три возраста женщины, Густав Климт

  • Гюстав Моро (1826–1898) — один из отцов-основателей этого стиля в изобразительном искусстве. В своем творчестве он опирался на традиции романтизма, например, из творчества Эжена Делакруа, а также из мастеров эпохи Возрождения: да Винчи и Мантеньи. Он был вдохновлен мифологией и рисовал на холсте образы снов и странных видений. Известные произведения: «Фракийская девушка с головой Орфея на лире», «Фаэтон», «Эдип и Сфинкс» и др.
  • Густав Климт (1862-1918), несомненно, является одним из самых важных представителей этого направления. Большинство его картин наполнены лирическим и декоративным смыслом и изображают роковых, молодых, рыжеволосых и чувственных женщин. В символическое наследие входят произведения: «Поцелуй», «Три возраста женщины», «Афина Паллада» и другие.
  • Одилон Редон (1840-1916) — один из основоположников этого стиля. Знаковые работы этого французского художника можно разделить на две категории. Первый — это веселые и красочные мифологические истории. Второй — более мрачный, метафорический и тревожный. К наиболее известным картинам относятся: «Дух-хранитель вод», «Улыбающийся паук», «Циклоп».
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898) был французским художником-символистом, прославившимся такими работами: «Девушки на море», «Надежда», «Священный лес».
  • Фернан Кнопф (1858-1921) — основатель группы Les XX, ведущего объединения искусства символизма в Бельгии. Одно из самых интригующих произведений Кнопфа — «Искусство или нежность сфинкса», в котором использована тема из рассказа Бальзака о любви странствующего наполеоновского солдата к пантере, которую он встретил в египетских пустынях.
  • Кроме того, группа французских художников-наби попыталась приблизить импрессионизм к символизму, чтобы их можно было считать причастными к этому стилю.

Особенности символизма

Мастера этого стиля не пытаются строить свои работы на реализме, они отражают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работа выражает их собственные идеологии, они верят, что способны раскрыть правду.

В своих работах символисты часто обсуждают следующие темы:

  • оккультизм;
  • религиозный мистицизм;
  • страна грез;
  • извращение;
  • эротический;
  • дыня;
  • патология;
  • зло;
  • конфискация;
  • смерть.

Художники-символисты, а также писатели и музыканты этого движения старались указывать только нюансы и намеки в личных, полузадекларированных и неясных упоминаниях.

Символизм позволил осуществить переход мирового искусства от романтизма (начало 19 в.) К модернизму (начало 20 в.).

Норвегия

Один из важнейших мастеров символизма — Эдвард Мунк. В изображениях отражена его непростая судьба, личные переживания. Они полны причин для страха, смерти, но также и для любви. Самая известная работа норвежца — «Крик». Его можно назвать прелюдией к искусству ХХ века. Крик прорисовывает основные темы модернизма отчуждения, одиночества, отчаяния.

Другие его известные картины: «Меланхолия», «Тревога», «Лунная ночь», «Расставание», «Одинокий», «Поцелуй».

Символизм, картины - термин в живописи

Крик, Национальная галерея 1893 (Осло), Эдвард Мунк

Символисты серебряного века

Серебряный век русской культуры — это период русской культуры с 1890-х до начала 1920-х годов. Принято считать, что литература этого времени меньше «золотого века» (пушкинская эпоха), так как название придумано по аналогии. Например:

Старшие (также называемые «декадентскими») символисты — это старшее поколение символистов конца 19 века. Например:

  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт;
  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • А. Добролюбов;
  • Н. Минский;

Молодые символисты («Молодые символисты») — самое молодое поколение символистов начала ХХ века.

  • Один блок;
  • А. Беле;
  • С. Соловьев;
  • Вяч. Ив. Иванов;
  • И. Анненский;
  • Ю. Балтрушайтис.

Также некоторые художники того времени относятся к этой эпохе. Например:

  • М. Врубель;
  • Б. Бопиков-Mycats;
  • художественное объединение «Голыбая поза» (на примере П. Кузнецова);
  • художественное объединение «Мир искусства» (например, К. Петров-Водкин).

Русский символизм

Между 1886 и 1900 годами символизм преобладал в большинстве видов искусства в Европе. Художник начала 20 века, оказавший сильное влияние на русское искусство этого направления, — Михаил Александрович Врубель.

Картина 'Демон (сидящий)', 1890, художник М. Врубель (1856 - 1910)
Картина «Демон (сидящий)», 1890, художник М.А. Врубель (1856 — 1910)

Символизм в русской литературе

В русской литературе символизм как направление просуществовал примерно до 1910 года.

В России символизм стал первым и наиболее важным модернистским движением в поэзии. У нас принято делить его на две фазы: по времени формирования и по способу видения мира.

«Старшие символисты» — это те, кто сделал первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб (Тетерников), К.Д. Бальмонт.

«Молодые символисты» («Молодые символисты») — поэты, появившиеся в литературном обществе в 1900–1904 годах. Считается, что они повернули символику в самостоятельное русло, придав ей законченный вид. Например: В. С. Соловьев, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).

Символизм в разных странах

Полотна художников-символистов переполнены идеями о том, что реальность снов и видений скрывается за материальным миром. Это нельзя выразить словами, только с помощью изобразительных техник. Символисты любили обращаться к изучению парадоксов, патологий, мистических, философских аргументов, меланхолии. Среди работ символистов можно увидеть как картины со строгой композицией и четкими линиями, так и с плоскими декоративными очертаниями фигур.

История символизма

Основателем был французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году он опубликовал свой сборник стихов «Цветы зла» («Les Fleurs du mal»). Таким образом, направление началось с литературы.

Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Кроме того, суд счел книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил его удалить несколько стихотворений из сборника.

Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символическом движении, опубликовав один из своих плакатов в литературном приложении французской газеты Le Figaro в сентябре 1886 года.

Жан Мореас не только впервые использовал название «символизм», но и описал его основные принципы (новое, на тот момент направление).

именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный декаданс той эпохи.

В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Гюставом Каном и Полом Адамом), но просуществовало недолго.

В 1890-х годах символизм продолжил свое развитие с такими известными именами, как: французские поэты Стефан Малларме, Артур Рембо и Поль Верлен; Бельгийский писатель Морис Метерлинк.

Впоследствии символизм очаровал другие формы искусства, начиная с французского художника Одилона Редона.

Франция

У представителей французского символизма была тяга к тлению, синтезу (как смеси символизма с перегородчатостью). Они апеллируют к воображению, к интуиции, они против рационалистических учений. Для них было важно, чтобы образ стимулировал мысли, подобные поэзии. В период расцвета французского символизма общение художников и поэтов было очень тесным. Их объединяли общие социальные и философские идеи.

Известные картины: «Фаэтон» (Гюстав Моро), «Женщина-орхидея» (Эдгар Максенс), «Циклоп» (Одилон Редон), «Видение после проповеди» (Поль Гоген), «Улица роз в Порт-Авене» (Эмиль Бернар), «Мечта» (Пьер Пюви де Шаванн).

Сон, 1883. Музей Орсе (Париж), Пьер Пюви де Шаванн Символизм, картины - термин в живописи

«Сон», 1883. Музей Орсе (Париж), Пьер Пюви де Шаванн

 

Оцените статью
Как нарисовать