Что такое пастораль в живописи: история возникновения стиля, картины и художники

История возникновения жанра

Возникновение пастырской заботы совпало с подъемом капитализма. Пасторальный стиль был особенно распространен в аристократической среде, представленной людьми, далекими от забот сельской жизни. Главными героями произведений искусства были вовсе не реальные люди, а вымышленные персонажи.

По мнению искусствоведов, пасторальный жанр берет свое начало в 16 веке. Его создателем считается автор романа «Аркадия» итальянский поэт Якопо Саннадзаро. В этом произведении показана мирная жизнь сельских пастухов. Поэт сумел показать читателям гармонию и красоту, которыми наполнено существование простых людей. Его роман стал подтверждением идиллического образа мира, в котором нет боли и страданий.

К деревенской тематике обращались известные творцы XVI-XVII веков. В это время создавались оперы, драматические произведения, балетные спектакли, симфонии в этом жанре.

В начале 19 века произошла очередная волна интереса к пасторальному стилю в искусстве. В это время отмечалось засилье романтизма. С помощью этого направления мастера хотели доказать, что самая главная ценность — это духовные качества человека. Картины, изображающие сельскую жизнь, которые художники пытались приукрасить, хорошо подходят к идеям искусства того времени, взятым за основу.

С середины XIX века сельское пастырское попечение перестало быть популярным жанром. Различные революционные течения овладели сознанием людей, и идиллические сцены сельской жизни перестали интересовать как мастеров, так и широкую публику. На смену пасторальному стилю пришли более актуальные для того времени направления: авангард, реализм и современность.

В 15 веке

В начале 15 века пейзаж был создан как жанр в Европе и выставлялся там, где люди жили или путешествовали. В эпоху гармонии и порядка, Возрождения, пасторальные картины были более приемлемы в обществе, чем естественное изображение леса или луга. Сложность природного ландшафта или плохая погода не были популярными причинами: пасторальные элементы были добавлены, чтобы рассеять страхи людей и укоренившиеся предрассудки по поводу непонятных природных явлений, чтобы эмоциональное послание картин было положительным.

Пастораль в музыке

Чтобы представить сельскую жизнь или природу, создаются работы, которые могут быть маленькими или большими по форме.

пастырская симфония
Они тоже разные по масштабу. Пасторальная музыка имеет характерные черты:

  • Движение мелодии спокойное и плавное.
  • Чаще всего используется размер 6/8 или 12/8.
  • Третий часто имеет двойную мелодию.

Многие композиторы обратились к пастырской заботе. Среди них: И. С. Бах, А. Вивальди, Ф. Куперен, Д. Скарлатти, Л. Бетховен и другие. Пасторальные произведения встречаются в творчестве К. Глюка, Дж. Рамота, Дж. Лулли, В. Моцарта, М. Равеля и многих других композиторов.

Словарь Ожегова

ПАСТОРАЛЬНО, ну и ну. В европейском искусстве 1418 века: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

Романтизм

Попытка соединить романтический стиль сверхъестественной беззаботной жизни и настроение пейзажных традиций пейзажного жанра продолжилась и в XIX веке под сильным влиянием устоявшихся традиций живописи.

Пасторали этого периода включают:

  • мягкая цветовая палитра,
  • мягкая атмосфера и непрямое освещение работы,
  • спокойствие сельского пейзажа,
  • историко-образовательный контекст вписан в современные ландшафты.

Эволюция академической пасторальной живописи долгое время была медленной и незаметной.

Шекспировская энциклопедия

пастораль

литературно-драматический жанр, берущий начало в произведениях античных поэтов (Феокрит, Вергилий). Он прославляет жизнь простых сельских жителей, особенно пастухов и пастушек. Отличительной чертой пастырской заботы является противопоставление придворной (городской) распущенности и сельской простоты и праведности, идеализация сельской жизни, подчиненной только естественным циклам, и ностальгия по золотому веку.

Шекспир часто использует пасторальные приемы, но всегда в сложной и противоречивой форме. Наиболее ярко особенности этого жанра прослеживаются в его комедиях * «Как вам это понравится» и * «Зимняя сказка».

Примеры употребления слова в литературе

«Он прошел три километра между призрачными пустынями и заснеженными вулканами, которые не имеют ничего общего с пасторальными рассветами его долины».

«Кабинет был как прежде. Его стены были выкрашены в однородный зеленый цвет, и на нем не было и следа пасторальных пейзажей».

«Нанятые специалисты сеют и обрабатывают почву. Для Джека пастырское скашивание было своего рода терапией».

Как видите, в литературе «пастырский» — часто используемое слово, которое используется в разных речевых образцах, чтобы подчеркнуть желаемое значение. Вот еще несколько удачных и разнообразных примеров.

«Молодой человек, который только что проснулся от пасторальных звуков, смог различить солнечный луч, вспыхивающий на потолке над его головой».

«Он бродил по необыкновенному и чарующему лесу, которому посвятил целое стихотворение. В нем пасторальные мотивы тесно переплетаются с мифологическими образами и сочетаются с политическими оценками».

«Он превратил пастырское произведение в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе».

Барокко

Любимые темы живописи барокко одинаково пасторальны:

  • Галантные дамы и господа;
  • Невероятно красивые пейзажи;
  • Изящная передача человеческих фигур;
  • Куртизанки и любовь.

Такие символы, как Венера и любовь, вернулись в жанр живописи и смешались в сценах придворной жизни, придав композициям чувственный, веселый и свежий тон.

Пасторальная забота в эпоху барокко и рококо определялась как очаровательный и галантный стиль. Название происходит от слова «Галер» или «галантный». пасторальные, живописные жанры

Фигура женщины — источник вдохновения в живописи. Женщина с чувственной и красивой фигурой соблазняет или принимает участие в запретных приключениях: эти сцены помогают «идеальному» обществу идентифицировать себя с персонажами идиллических пасторальных историй.

Пастораль — уникальный жанр

Он существует в европейской художественной культуре много веков. История подтверждает его долголетие и указывает на конкретную цифру — 23 века. Сначала это оформилось в особом жанре поэзии. Но быстро распространился на другие виды литературы, а затем и на другие искусства: живопись, музыку, театр, прикладное искусство. Формы его проявления и варианты создавались для всех времен. Следовательно, пастырская забота — это как общая, так и особая гендерная категория. Музыкальная составляющая пастырской заботы имеет очень древнее происхождение. Именно под его влиянием оленеводство превратилось в европейское искусство. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игравших на «пастушьих» инструментах (флейте и др).

пастораль

В 17 веке

Среди художников 17 века, работавших в Риме, Клод также создавал пасторальные идиллии. Этот жанр вошел в моду в Голландии — один из примеров — портрет Рембрандта «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры». Слово «пейзаж» переводится с голландского как «участок возделанной земли».
Сладкая лирическая пастораль показывает горы, долины, деревья, реки и леса. Небо почти всегда входит в сюжет, а хорошая погода — часть композиции.
живописные жанры, пастырская забота

Аллегория как жанр в живописи

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

пастораль

(Фр. Pastoral от латинского pastoralis — пастырь) — литературный жанр, описывающий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек в вечно прекрасной природе.

Что такое пастораль в живописи

Художники-пасторалы в своих работах придали пейзажу особый смысл. Каких принципов они придерживались:

  1. Красоту окружающего мира нельзя использовать в качестве украшения.
  2. Картина — отражение внутреннего мира художника и его душевного состояния.
  3. В работе используются краски приглушенных и слегка блеклых оттенков.
  4. Изображенные на полотне люди сосуществуют в гармонии с природой.

XV век

Картины, изображающие лесные поляны, луга и овраги, не были так интересны публике, как пасторальные росписи. Уникальные природные ландшафты требовали добавления характерных деталей нового направления. С помощью фигур сельчан эмоциональная окраска любого сюжета становилась позитивной.

XVII век

В Италии пасторальные идиллии были созданы в 17 веке Клодом. Среди работ голландских живописцев этого периода стоит выделить полотно «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры», над которым работал Рембрандт. На картине изображена будущая жена художника Саксия в красивой шляпе, украшенной цветами.

Стиль барокко

Пасторальные сюжеты также писались в период барокко. На них изображены:

  • интеллигентные дамы в окружении галантных джентльменов;
  • природные пейзажи необычайной красоты;
  • фигурки людей, нарисованные с мельчайшими деталями;
  • любовные истории.

Художники часто изображали на своих картинах придворных. Особое внимание они уделяли человеческим отношениям. Женская фигура, близкая к идеалу, становится источником вдохновения.

Художники восхищаются красотой женщин, которых они изображают, и дают им возможность завоевать сердца всех, кто смотрит на произведения искусства, над которыми они работали.

Романтизм

Успешной считается попытка совместить романтическое направление с пасторальным стилем. В произведениях художников начала 19 века можно увидеть:

  • спокойные и слегка приглушенные цвета;
  • приятная атмосфера;
  • отсутствие прямого освещения;
  • сельские пейзажи, полные спокойствия и умиротворения;
  • исторический контекст того времени, с которым вы можете ознакомиться, взглянув на изображение.

Развитие индустриализации в середине 19 века способствовало тому, что большое количество сельских жителей покинули места проживания и переехали работать в крупные промышленные центры. Интерес к пастырскому стилю начал угасать.

Однако прекрасные сельские пейзажи и идиллические сюжеты по-прежнему излучали красоту, духовность, духовную свободу. Фактуры картин контрастировали бы с последствиями начавшейся индустриализации.

Пастораль в других видах искусства

Музыкальные произведения в пасторальном стиле помогают более тонко и глубоко прочувствовать красоту окружающего мира. Для них характерно отсутствие слишком громких и возбуждающих аккордов.

Ритм песни не нарушают громкие звуки или интригующие переходы. Такие сочинения написали многие известные композиторы. Среди них такие личности, как: Бах, Вивальди, Бетховен.

Театральный жанр представлен пасторальными произведениями, балетными постановками и пантомимами. В каждом из спектаклей были показаны сцены из жизни пастуха в деревне. Авторами работ в этом направлении были А. Моцарт и К. Глюк.

Буколическая или для краткости буколическая поэзия, известная с древних времен. Он идеализировал сцены из жизни сельчан, невероятные пейзажи, освещенные солнцем и завораживающие своей красотой.

Литературные произведения, также относящиеся к этому направлению, получили название «Идиллия». Стихи, содержащие описание человеческих чувств, назывались «эклогиями».

В 19 веке

Промышленная революция 19 века заставила людей покинуть фермы и сельскую местность. Растущая реакция художников на философию Просвещения выразилась в романтическом направлении искусства. Ностальгия по сельской идиллии и природе прочно укоренилась в жанрах живописи. Пастырская забота излучала духовность, свободу, добродетель как противовес последствиям индустриализации.

Словарь Ефремовой

пастораль

    1. Произведение искусства или его часть, изображающие идиллические сцены крестьянской и пасторальной жизни.
    2. Актуальный жанр в литературе и искусстве.

10 известных художников в жанре пастораль

Пример пастырской заботы можно найти в творчестве художников, живших в разных частях света. Некоторые из них получили мировую известность благодаря своим работам, работы других были успешными при жизни художника.

Никола Пуссен

Французский художник Николя Пуссен (1594-1665) считается одним из основоположников движения классицизма. Увлекался рисованием сюжетов на библейские и мифологические темы. Красота сельской местности стала средством выражения мастера.

Он работал над теоретическим обоснованием превосходства четкости линий над яркостью цвета. Известные произведения Пуссена в пасторальном стиле: «Пейзаж с Полифемом» и «Царство флоры».

Вечеллио Тициан

Итальянский художник Тициан (1488–1490) работал с библейскими и мифологическими сюжетами. Мастер своего дела, он писал картины на заказ для герцогов, принцев и кардиналов. После смерти своего учителя Джорджоне Тициан изучал работы известных итальянских художников, таких как Микеланджело и Рафаэль, чтобы развить свой собственный стиль.

Пасторальный концерт
Вечеллио Тициано

Изображения, передаваемые на полотнах Тициана, тщательно обрабатываются. Они полны энергии и непоколебимой жизненной силы. Для передачи контрастов художник часто использовал красные и синие яркие пятна.

Франсуа Буше

Французский художник и декоратор Франсуа Буше (1703-1770) был удостоен звания придворного живописца. Он работал над созданием сценариев для спектаклей и опер, писал пасторали и изображал красочные ярмарки. Работы Буше связаны с темой сельской жизни, композиция которой построена по принципу сценографии для театра.

Картины изображали сцену для актеров и кулисы. Актеры на сцене исполняли роли молодых сельчан, отдыхавших или налаживающих отношения с представителями противоположного пола.

Клод Лоррен

В начале своего творчества французский художник Клод Лоррен (1600–1682) писал фигуры пастухов на холсте. Со временем его работа стала более амбициозной. Художник достоверно передал красоту восходящего солнца, свежесть раннего утра и знойного летнего дня.

Давид Тенирс

Фламандский художник Тенирс (1610-1690) написал множество картин со сценами из деревенской жизни, работал на религиозные темы, любил писать портреты. В жанровых картинах и пейзажах преобладали серо-коричневые тона. Художник старательно работал над передачей крестьянской жизни, его работы были очень реалистичными.

Антуан Ватто

Французский художник Антуан Ватто (1684-1721) писал разные жанры. Летняя пастораль представлена ​​гуляниями в парках. Он рисовал маскарады, красивые пейзажи, украшая реальность и придавая ей ощущение праздника и веселья.

Жан Оноре Фрагонар

Французский график и живописец Фрагонар (1732–1806) отдавал предпочтение мифологическим сценам. Работая над пейзажами, мастер чрезмерно приукрашивал их, его жанровые картины поражают своей потрясающей оригинальностью композиции, плавностью линий и красотой.

Питер Пауль Рубенс

Творческое наследие голландского мастера Рубенса (1577–1640) насчитывает более 3000 картин. Художник отдавал предпочтение религиозной тематике. Технике свойственна воздушность, переходы света и тени едва заметны.

Николас Берхем

Голландский график и живописец Берхем (1620–1683) учился рисованию у своего отца. Написал более 850 работ. Больше всего касались пасторальных пейзажей или мифологических сюжетов. Особое внимание мастер уделил эффектам правильного освещения.

Константин Сомов

Русская пастораль представлена ​​работами художника-графика и живописца К.А. Сомова (1869-1939). В пасторальном стиле написаны произведения: «Фигуры в парке», «Влюбленные», «Две женщины в парке», «Юноша спит в парке».

10 известных картин в стиле пастораль

Популярность романа «Аркадия» подтолкнула к развитию пасторального стиля в живописи. Одним из первых художников, посвятившим себя этой теме, был итальянец Джорджоне.

Сельский концерт

На написанной им картине «Загородный концерт» изображены мужчины в обычных одеждах того времени и обнаженные красотки нимф. Они кажутся плодом фантазии мужчин, изображенных на фото. Для итальянских художников того времени было обычным делом сочетать реальную жизнь с воображаемыми образами для ее дополнения.

Авторство этой работы оспаривается искусствоведами. Считается, что автором пасторали является итальянский художник Тициан, ученик Джорджоне. В любом случае работа была хорошо встречена восторженной публикой.

Долгое время эта картина считалась образцом нового стиля в искусстве. Великий учитель и его талантливый ученик тесно сотрудничали в своей работе. Вот почему их рисунки поразительно похожи.

Таитянские пасторали

Французский художник Гоген изобразил на своем полотне «Таитянские пасторали» живописный холм с благоухающей магнолией. Яркие цвета изображения помогают зрителю ощутить красоту жаркого таитянского лета.

Рядом с магнолией две красивые таитянские женщины и большая рыжая собака. Рядом видны два холма и уходящая вдаль тропа. Полотно хранится в собрании Эрмитажа.

Осенняя пастораль

На картине Франсуа Буше «Осенняя пастораль» молодой пастух кормит свою возлюбленную Лизетту спелым виноградом. Художнику настолько понравился этот сюжет, что он написал еще две картины, посвященные ему. Со временем пастух и Лизетта превратились в изящные фарфоровые статуэтки.

Пастораль

На картине К. Сомова «Пастораль» изображены две девушки в простой и аккуратной одежде. Войдя в лес, девушки решили отдохнуть на кургане. Рядом с ними верный друг и сторожевая собака.

Савояр с сурком

Савойя с сурком Антуана Ватто изображает странствующего музыканта. Он путешествует с шарманкой и клянчит милостыню. На шарманке лежит сурок, животное обнимает своего хозяина. Пейзаж за Савойей полон света и красоты.

Качели

Прекрасная дама и ее галантные кавалеры изображены на картине Фрагонара «Качели». На заднем плане изображенная статуя амуров словно подчеркивает начало романтических отношений. Кого из кавалеров выберет дама, совершенно неважно.

Похищение Европы

На картине «Похищение Европы» французский художник Клод Лоррен изобразил игру солнечного света, прозрачность воздуха и расстояние, покрытое туманом. Сюжет, раскрытый художником на фоне пейзажа, послужил основой для написания морского пейзажа.

 

Оцените статью
Как нарисовать