Художественные техники в изобразительном искусстве: перечислим все виды написания картин

Общие сведения о техниках, применяемых ИЗО

С академической и художественно-исторической точки зрения понятие «техника» в основном основывается на материалах, используемых художником для создания картин и фресок, в основном на тех материалах, которые он держит в руке или которые оставляют след на база, формирующая изображение.

Даже если мы сами придерживаемся другой, более обывательской точки зрения, а именно: материалы — это всего лишь материалы, а технологии — это движения тела. Поэтому иногда говорят, что художник «техничен».

В природе существуют следующие техники: карандаш; Масло; темпера; эмаль; гуашь; пастель; чернила; роспись по гипсу: фресковая и сухая; гризайль; Эмаль; пуантилизм; клей-краска; восковая краска; роспись керамическими красками; покраска силикатными красками; акварель; сухая кисть; акрил; смешанная техника, аэрограф и т д и т д.

Поскольку мы не пишем диссертацию на тему «Различные художественные техники в изобразительном искусстве», в этой статье мы сокращаем количество материала и приводим данные только о тех техниках, которые мы практикуем сами: масло, карандаш, каракатица, соус, сангина, пастель, гуашь, уголь.

«Рисовать» и «писать».

принято считать, что рисование (слово происходит от слова «риски» — черточки) выполняется с помощью таких инструментов, как стилус (карандаш, уголь, перо пишут кистью, потому что в некоторых уголках Земли люди рисовали буквы. (Древний Египет, например), а в других он их рисовал (Древний Китай, например) .Поэтому традиционно понятие «рисунок» относится к графике, а «письмо» — к живописи (отсюда и слово).

Однако, чтобы не уходить слишком далеко от культурного уровня населения, мы придерживаемся антинаучной терминологии, поэтому карандашом и маслом рисуем, а не пишем

Более тонкая классификация методов происходит в зависимости от используемых инструментов. Например, художник может рисовать пастельными карандашами, формируя мелкие штрихи (риски) на поверхности основы, или, возможно, пастелью, создавая крупные штрихи. Или, может быть, даже потрите карандаш пальцем или краем ладони. При этом внешний вид образа имеет свою специфику.

То же самое и с другими графическими материалами, такими как карандаш, уголь, соус и т.д.

Техники масляной живописи

Метод использования масляных красок в основном был установлен Леонардо да Винчи полтысячи лет назад. До тех пор письмо обычно делалось водорастворимыми темперными маслами, цвета были неизвестны.

Мастихин

— такой шпатель, которым краска наносится на основу и размазывается там.

Между картинами, выполненными кистью и мастихином, есть существенная разница.

А ля прима.

Эта техника подразумевает быстрое нанесение краски на основу в один слой, толщина которого может варьироваться от очень маленького до нескольких сантиметров (краска свисает с холста сталактитами). Картина должна быть завершена за один присест, за несколько часов, поэтому эту технику переняли импрессионисты, которым, как известно, наплевать, что написано на картине, это произвело бы мгновенное впечатление на зрителя. Метод подходит для создания готовых импрессионистских этюдов или картин. Эскиз маслом, написанный в первой технике. Увеличить изображение портрета

Послойное нанесение краски.

При использовании этого метода сначала делается фоновая краска, а затем она покрывается краской. При этом рисунок меняет цвет, покрывается различными деталями. Сушите перед нанесением каждого слоя. Поэтому такая работа может длиться годами. Однако результат несравним с быстросохнущими полотнами. При взгляде на такое изображение у зрителя создается впечатление странной глубины пространства и объема объектов, поскольку слои прозрачного и полупрозрачного лака просвечивают друг друга, создавая своеобразную голографию. Подмалевок к масляному портрету, нанесенный наслоением лака.

Промежуточный метод

предполагает создание грубой фоновой краски, согласно которой изображение раскрашивается в один, реже в несколько слоев. При этом слои не нацелены на то, чтобы просвечивать друг друга, а, наоборот, с большей вероятностью скрывают изменения, возникающие при создании изображения, что позволяет художнику сэкономить на эскизах и расслабиться без страха совершить ошибку. Развитие этого метода связано с эпохой упадка художественной культуры, когда главное не качество, а количество произведенных произведений. Этот период продолжается и по сей день. Так написано подавляющее большинство современных картин. Портрет маслом написан промежуточным методом в несколько этапов

Имитационные техники

Пастель и масло.

В какой-то мере техника пастели может по внешнему виду имитировать масляную технику, как здесь: Графический портрет-портрет пастелью. Мазки пастелью хорошо потрепаны, поэтому со стороны кажется, что картина написана маслом

С помощью масла можно скопировать практически любую технику, кроме туши или карандаша (где требуются мелкие мазки).

Инструменты

Краски наносятся на основу кистями разной формы с щетиной разной жесткости, натуральной или синтетической. Часто мастер использует и другие инструменты, например мастихин (от итальянского mestichino), с помощью которого смешиваются краски, очищается палитра (доска для смешивания красок) или на основу наносится толстый слой краски. Иногда вместо кисти используют мастихин, чтобы создать картину, нанести краску ровным слоем или выпуклыми мазками. Шпатели, как и кисти, бывают самых разных форм и размеров. Но в истории живописи были примеры, когда художник использовал пальцы как инструмент, эта особенность была характерна, например, для Винсента Ван Гога — мастера, значительно изменившего представления о привычных приемах живописи в конце XIX века. 19 век.

Металлический шпатель

Акварель и гуашь

Уильям Тернер Вид на Венецию на восток острова Джудекка. Восход солнца Бумага, акварель. 1819 г
Уильям Тернер Вид на Венецию на восток острова Джудекка. Восход солнца Бумага, акварель. 1819 г

И акварель, и гуашь сделаны на основе гуммиарабика, разница в том, что акварель прозрачная, а гуашь из-за добавления мела становится непрозрачной. В акварели светлая поверхность бумаги используется для создания световых эффектов. Свет проходит через прозрачные слои лака и отражается на таком носителе, как белая бумага. Непрозрачность гуаши и ее способность сохранять равномерный тон на больших рабочих площадях подходят для создания ярких композиций большого формата. Акварельная живопись вошла в обиход позже других техник; еще в начале 19 века в «Полном трактате о живописи» художника Пайо де Монтабера оно упоминается лишь вскользь, как искусство, не заслуживающее серьезного внимания. Однако, несмотря на позднее появление, акварель быстро распространилась.

Акварельная живопись, но плотная и непрозрачная (живопись гуашью), существовала задолго до прозрачной акварели. Так, например, некоторые работы Рафаэля или Шарля Лебрена — это не чисто акварельные работы, а раскрашивание эскизов частично прозрачными и частично непрозрачными клеевыми красками по контурам, не покрытым этими красками. Такие картины послужили образцами для фресковой росписи. К этому типу «раскраски» (например, зарисовки к жанровым картинам) обратились также голландские и фламандские художники. Например, Рубенс, хотя и делал наброски гуашью, предпочитал более прозрачные краски. И все же такие работы старых мастеров можно было назвать только нарисованными рисунками. Но когда художники начали сглаживать резкие контурные линии, нанесенные пером или карандашом с помощью красок, и начали использовать кисть для растушевки теней, акварель превратилась в совершенно самостоятельный вид живописи.

Темпера

Антонио Пизанелло. Портрет принцессы (портрет Жиневры д'Эсте). Темпера, дерево ок. 1435-1440
Антонио Пизанелло. Портрет принцессы (портрет Жиневры д’Эсте). Темпера, дерево ок. 1435-1440

Темпера (итал. Tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — краски на водной основе, изготовленные на основе сухих порошковых пигментов. Связующими веществами темперных красок являются эмульсии — натуральные (разбавленные водой, желтком куриного яйца или цельного яйца) или искусственные. До изобретения и распространения масляных красок до 15-17 веков они были основным материалом для станковой живописи. Исходя из традиций византийского искусства, эта техника широко использовалась и продолжает использоваться в иконописи и поэтому оставалась преобладающей в России до конца 17 века. Темперная живопись разнообразна по технике и текстуре, включая как тонкослойное письмо, так и глазурь, а также толстое пастообразное письмо. Цветовые переходы и переходы достигаются нанесением краски в несколько слоев.

Виды творчества, которые созданы для абстракций

Алкогольные чернила

Спиртовые чернила — это чернила на спиртовой основе. «Это пополнение для алкогольных маркеров», — скажете вы и будете абсолютно правы. Некоторые мастера даже пытаются сделать тушь самостоятельно. Сразу предупреждаем, не увлекайтесь такой ерундой, материал не так прост, как кажется и вряд ли у вас получится сделать это самому.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Спиртовые чернила

Для творчества лучше всего покупать спиртовые чернила заводского качества. Например, в этом комплекте для новичка есть все необходимое:

  • 3 деревянных таблички. Именно на них вы будете создавать абстракцию;
  • 12 пигментов и изопропиленовый спирт. С помощью спирта разведите краски и добейтесь желаемой насыщенности;
  • Перчатки, чашки, пищевая пленка, палочка для перемешивания и ложка. Это необходимо для «извлечения» цвета перед нанесением.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Набор чертежей

Выбираем готовый набор для рисования

Подготовьте фен, именно с его помощью получаются всевозможные разводы, переливы, текстуры и оттенки, а также помогает быстро высохнуть тушь в процессе эксплуатации. Кстати изображение испортить невозможно. Исправьте работу, очистив недостающие части картины денатурированным спиртом.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Рабочий процесс

Все для работы со спиртовыми чернилами

Флюид-арт

Флюид-арт — это техника росписи жидким акрилом. Именно благодаря ему получаются такие космические сюжеты. Чтобы ознакомиться с флюид-артом, потребуются следующие материалы:

  1. Акриловые краски. Можно использовать набор из 30 цветов Pebeo.
  2. Середина. Чтобы придать краске текстуру, используйте медиум. Например, от компании ResinArt. Создавайте эффекты кратеров, сеток и паутины.
  3. Кондиционирование воздуха. Придает краскам маслянистую текстуру и густоту. Или попробуйте кондиционер ResinArt.
  4. Основа для изображения. Такая основа на подрамнике будет очень кстати.
  5. Дополнительные материалы: чашки, палки, перчатки.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Жидкое искусство

Чтобы приступить к рисованию, нужно подготовить краски: смешать акрил со средой и водой в стакане. Соотношение 2: 2: 1. То есть на основу 10 мл акрила нужно 10 мл среды и 5 мл воды. Хорошо перемешайте эту смесь.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Жидкое искусство

А теперь начинается самое интересное. Залив подготовленные краски на основу, наклоните полотно в разные стороны, чтобы краска растекалась тогда, когда вам это нужно. Вы можете использовать палочки для рисования линий для достижения различных визуальных эффектов.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Работа сделана

Все для рисования в технике флюид-арта

Эпоксидная смола

Эпоксидная смола — еще один быстро развивающийся абстракционный материал. Эпоксидная смола не так проста, как другие материалы, но с ней все же можно справиться. Для этого требуется двухкомпонентная эпоксидная смола (смола и отвердитель) и пигмент. Особенность работы в том, что цвета не смешиваются друг с другом, а образуют отдельные участки. Если вы полный новичок, выберите набор для рисования. Так что вы не запутаетесь с материалами и сможете полагаться на инструкции в процессе.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Эпоксидная смола

Выбираем готовый набор

Процесс рисования выглядит следующим образом:

  1. Выберите основу для росписи. Это может быть фанера или ДСП, обработанная акриловыми красками, а также стекло. Рекомендуется оклеить основу лентой по периметру для создания бортиков.
  2. Добавьте смолу и отвердитель в соотношении 2: 1 и хорошо перемешайте 3-5 минут.
  3. Разлейте материал по чашкам и постепенно добавляйте пигменты. Размешайте жидкость до однородного цвета. На этом этапе самое время использовать люминофоры, глиттер, дополнительные пигменты.
  4. Поочередно выливайте жидкости из стаканов на основу, формируя узор. Наклоните его в разные стороны, чтобы смола растеклась, когда вам это нужно.
  5. Используйте палочки или фен для создания визуальных эффектов.
  6. Через 40-50 минут смола загустеет и бортики можно будет снимать. Распределите эпоксидную смолу по краям, чтобы завершить дизайн.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Работа с эпоксидной смолой

До полного высыхания осталось 24 часа. Накройте картину коробкой, чтобы уберечь ее от пыли.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Работа сделана

Все для работы с эпоксидной смолой

Эбру

Эбру рисует на воде. Но художник перед нанесением красок подготавливает воду, добавляя туда загуститель. Это вещество загущает жидкость и превращает ее в вязкую массу, благодаря чему краски не тонут и не смешиваются друг с другом. С помощью спиц и гребней, а также других инструментов художник рисует абстракции и создает настоящие шедевры. А потом всю эту красоту переносит на бумагу, опуская лист в жидкость.

На фото - Абстракция. Техники рисования, где важно воображение, рис. Эбру

Какие материалы вам понадобятся?

  • Емкость для воды. Лучше, чтобы это был размер листа бумаги, на который вы будете переносить дизайн;
  • Загуститель. Налейте в бутылку 1 литр горячей воды (50 градусов) и добавьте 1 чайную ложку загустителя. Встряхивайте загуститель 10 минут, затем подождите еще 30 минут, пока он полностью не прилипнет к воде;
  • Краски. Сами по себе они достаточно жидкие и не требуют специальной подготовки перед нанесением. Единственное, для удобства разлить их по отдельным стаканчикам;
  • Шило, спицы, гребни. Вооружитесь этими инструментами и наслаждайтесь процессом.

Фреска

Доменико Гирландайо Фреска Рождества Богородицы 1485-1490
Доменико Гирландайо Фреска Рождества Богородицы 1485-1490

Фреска — это вид монументальной живописи, который включает нанесение пигментов, смешанных с водой, на стену, покрытую влажной известковой почвой. Жидкая водная краска впитывается в штукатурку, а после высыхания пигмент прочно прикрепляется к стене. Покраска водными красками по сухой штукатурке называется сухой. Сушка дает преимущество со временем, позволяя художнику рисовать за день больше поверхности, чем фреска, но это не такая прочная техника. Техника асекко развивалась в средневековой живописи вместе с фресками и особенно широко использовалась в Европе в 17-18 веках.

Краски

С древних времен краски изготавливали с использованием красящих пигментов, измельчая их в мелкий порошок для дальнейшего смешивания со связующим. Пигменты могут быть минеральными (охра, лазурит, киноварь), органическими (краплак, обожженная кость) и искусственными (белила, берлинская лазурь). И если на протяжении многих веков краски перетирались и смешивались в мастерских самими художниками (или их помощниками), то в девятнадцатом веке начинают появляться готовые к работе смеси. Кроме того, в 1841 году было запатентовано такое изобретение, как тюбик для краски, который дал художникам возможность долгое время работать на открытом воздухе (пленэр), вне стен лаборатории, имея все необходимое под рукой руки. Это открытие сильно повлияло на развитие живописи второй половины 19 века.

Все виды красок изготавливаются на основе связующего, обеспечивающего их соединение с основой. Вначале древние художники научились связывать пигменты с помощью водорастворимого животного клея. Другими связующими веществами были древесная смола или каучук, а также яичный белок, желток, пчелиный воск. С 15 по 20 века основным связующим веществом было растительное масло, поэтому этот вид росписи получил свое название — масляная краска. В зависимости от конкретного связующего, краски можно разделить на несколько видов.

Клейкая роспись — это техника рисования, в которой в качестве основного связующего вещества для красок используется клей растительного или животного происхождения.

Это одна из древнейших техник росписи, в ней фрески египетских саркофагов и погребальных покровов, множество произведений Древнего Востока, средневековой Средней Азии, Индии, Китая, Японии. Для настенных росписей XVII века в России было характерно сочетание клеевой техники с темперой и фреской. В XVIII-XIX веках клейкая роспись получила широкое распространение для внутренней отделки общественных и религиозных зданий Западной Европы и Америки. Адгезивные краски непрозрачны и поэтому имеют матовый оттенок. При избытке клея на поверхности появляется блеск, а цвета приобретают высокую интенсивность. Но бывает, что при недостатке или избытке клея изображение может потерять прочность.

Андреа Мантенья Мария со спящим Иисусом Холст, клей-краска. 1455
Андреа Мантенья Мария со спящим Иисусом Холст, клей-краска. 1455

Этот прием предполагает предварительную подготовку поверхности путем нанесения на нее клеевой основы и шлифовки до полной гладкости. Рисунок клеевыми красками наносится, как правило, до полного высыхания грунтовки, работа требует определенной скорости, так как клеевые краски быстро сохнут и становятся непригодными для повторного использования.

Живопись восковыми красками

Женский портрет 1-3 века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С.
Женский портрет 1-3 века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С.

Энкаустика — техника рисования восковыми красками — также одна из первых, которую мастера древнего мира начали использовать для окрашивания стен и деревянных досок. Эта техника заключалась в плавлении заранее приготовленных кусочков воска, смешанных с краской, над огнем, для чего использовалась специальная металлическая палитра. При этом краски наносились не только кистью, но и нагретой металлической палочкой (прижигание).

Оцените статью
Как нарисовать