- Описание стиля
- Черты и принципы футуризма в живописи
- История возникновения
- Футуризм в России
- Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма
- Футуризм в русской живописи
- Представители футуризма в живописи
- 10 известных художников-футуристов
- Джакомо Балла (1871-1968)
- Луиджи Руссоло (1885-1947)
- Давид Бурлюк (1882-1967)
- Умберто Боччони (1882-1916)
- Николай Кульбин (1868-1917)
- Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)
- Джино Северини (1883-1966)
- Джерардо Доттори (1884 — 1977)
- Юрий Анненков (1889-1974)
- Юлиус Эвола (1898-1974)
- 10 известных картин в стиле футуризм
- Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)
- Семейная пара (Давид Бурлюк)
- Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)
- Рост города (Умберто Боччони)
- Танцовщица = Море (Джино Северини)
- Бульвар (Джино Северини)
- Портрет Артура Кравана (Джино Северини)
- Ловушки войны (Джакомо Балла)
- Я и моя жена (Фортунато Деперо)
- Грузовик (Марио Сирони)
- Необычайность цветового спектра в произведениях футуристических художников
- Значение стиля в искусстве
- Футуризм в живописи 20 века
Описание стиля
В искусстве футуризм — это воплощение технологического процесса. Он основан на идеях прогресса, городского планирования, стремления вперед. Творчество прославило такие направления в жизни человека, как:
- Продвижение.
- Власть.
- Наука.
- Движение времени.
Технологии во всех их проявлениях, большой город с его суетой и скоростью стали объектами для картин, предметами для повествований. В центре всего этого был человек, источник прогресса, мысли и чувств.
Произведения этого направления в искусстве похожи не столько по содержанию или фактурной составляющей, сколько по форме, которая вынесена в центр — на передний план.
Цели футуризма — увидеть мир за пределами привычного, перейти от визуального восприятия к пониманию внутреннего устройства. Кроме того, в поставленные цели входит стремление совместить классику и современность, добавить собственное видение развития и совершенствования окружающего пространства.
Черты и принципы футуризма в живописи
Футуризм в живописи — это смелый взгляд в будущее, воплощенный в необычных сочетаниях цветов и оттенков. Главный фактор, присутствующий на полотнах художников, — это множество изогнутых линий, причудливой геометрии, которые переплетаются в узнаваемых формах, контурах, фактурах.
Основная суть — это воплощение на полотне будущего, мира, каким он будет в результате технического прогресса. В работах явно прослеживается неуважение к старым правилам и законам прошлой жизни. Инновации и эксперименты, исследования и эксперименты в любой сфере жизни человека — это начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.
По своему содержанию творчество было очень разнообразным. Основные черты футуризма как нового слова в искусстве неоднократно определяли и подчеркивали его последователи — смелые художники.
Новое творчество состояло из следующих особенностей:
- Исследование новизны в любом из вариантов искусства.
- Отрицание старых правил, норм и традиций в живописи.
- Почувствуйте форму и содержание произведения искусства.
- Акцент на необычную форму и смелость линий.
- Использование новых слов и выражений (в названиях картин, описаниях, художественных текстах).
Ярко выраженный признак футуризма — бунт. Войны и революции воспринимаются создателями этого жанра не как страх и ужас, а как способ возродить общество, сделать его духовно и эмоционально молодым, готовым понимать и реализовывать новые идеи и мнения.
В своих работах авторы пытались создать ощущение неизбежной революции в жизни общества или в сознании. Этого удалось добиться за счет смелого сочетания цветов и оттенков, преобладания в палитре ярких и броских сочетаний.
В направлении футуризма ярко выражен антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то возвышенного, светлого или прекрасного. Для мастера жанра главное — город и технологии, прогрессивное мышление.
Превалирует отрицание факта преемственности: кто бы ни выбрал это направление, тот первооткрыватель, поскольку футуризм предполагает индивидуальное развитие и стремление к самовыражению. Связи с прошлым в живописи воспринимаются как цепи, препятствующие прогрессу и развитию.
Художники выделяют следующие особенности картин этого жанра:
- Сюжеты вокруг техники и больших городов.
- Преобладание темы механизмов (автомобили, самолеты, двигатели).
- Научно-фантастические исследования в целях развития.
- Трехмерное изображение объекта сразу с нескольких сторон (своего рода перспектива с одного ракурса).
- Цветовые решения насыщенные, быстрые.
- Динамика в формах.
- Передача движения методом перекрытия.
- Использование вставок в графики.
- Фрагменты металла.
- Использование фрагментов таблицы в составе диаграммы.
- Картины — коллаж с шестеренками.
- Помехи, шумы и звуки передаются с помощью знаний в изобразительном искусстве.
- Зритель — центральная фигура произведений.
Визуальные и психологические приемы завершают новый стиль.
История возникновения
Жанр футуризма в искусстве зародился в начале ХХ века. Свое видение будущего мира молодые авторы постарались передать в различных произведениях. Различные жанры прошлого отошли на второй план.
Основатели — Филиппо Маринетти, а позже Джакомо Балла, Боччони, Руссоло, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилья Прателла буквально превратили основы в искусство, ворвавшись с новыми идеями и мнениями.
Первое произведение нового жанра называется Red Sugar — манифест родился в 1909 году. Маринетти первым определил черты футуризма как нового жанра, способного повлиять на все направления в искусстве. Текст содержал описание культа отказа от прошлого в пользу будущего.
Ориентиры: молодые творцы, поэты, художники, писатели, архитекторы, раздавленные в установленных рамках и неспособные полностью раскрыть свой талант.
Новизна, смелость и попадание в общий «поток» бунтарских мыслей позволили уже через 3 года (к 1912 году) провести первую выставку. Для этого один из музеев Парижа предоставил свою площадку. Таким образом, итальянские инновации постепенно распространились по Европе.
Футуризм в России
История искусства уходит корнями в русский футуризм с 1910-х годов ХХ века. Современники испытали волну недовольства, во всех слоях общества назревал бунт. Вполне естественно, что отношение к футуризму было положительным. Первый футурист в России — Давид Бурлюк.
Последователи нового направления одновременно создали несколько литературных организаций. Они разработали свои собственные кодексы, уставы и точки зрения. Несмотря на то, что итальянский стиль сохранил свою популярность, он быстро расцвел в России, но оставил массу ярких впечатлений в виде произведений искусства разных жанров и направлений.
Ранние футуристы быстро добились известности. Во многом известности способствовала скандальность творений. Конец жанра наступил на удивление быстро: кризис начал прослеживаться еще в 1914 году.
Несмотря на это, мастера жанра оставили свой след в истории. Футуризм полностью исчез в России в конце 1917 года (в период после победы большевиков). Последние созданные в стране произведения вышли под брендом LEF (1920).
Многие внутренние представители футуризма были вынуждены уехать и жить в других государствах. Известный советский представитель футуризма — Пастернак. Он оставил в русской литературе блестящие произведения, заслуживающие внимания. Для текстов и слов этот стиль назывался имажинизмом.
Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма
К моменту возникновения футуризма многие направления Серебряного века исчерпали себя и не могли предложить зрителю ничего нового.
Символизм предлагал упрощенное восприятие, которое не допускало свободы мысли и действия. Под влиянием смены мнений и желаний появляется акмеизм с футуризмом. Футуризм — самое авангардное и скандальное направление.
Мастера, в отличие от символистов и акмеистов, провозгласили полный разрыв с культурой и традициями прошлого, призвали не отставать от известных творцов литературы и живописи, а искать признания через выражение собственного мнения по искусству.
Сюрреализм предлагал увидеть настойчивость в необычном, заглянуть за грань, но не мчаться в будущее. Кубизм играл с формами и линиями, ставя этот компонент во главе работы.
С другой стороны, футуризм предлагал яркость через негатив. Смелость мысли и образов вызвали гнев публики. Среди приверженцев были не только поэты и писатели, но и художники, пытавшиеся выразить свое мнение цветом.
Символисты и акмеисты в 90% случаев являются поэтами. Город и технологии, автомобили и детали не были источником вдохновения для представителей этих направлений в искусстве. В поэзии футуристы пытались экспериментировать со словом, с рифмой, играли со звуком и сочетаниями.
Футуризм в русской живописи
Как направление в изобразительном искусстве футуризм просуществовал до начала 1920-х годов. Русские художники в этот период оказались очень внимательными к своим исследованиям, поскольку они часто оставались в Европе. Творческие деятели находили личный прием в манифестах футуристов итальянского происхождения, но в то же время отличались идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, например, восхваляли не превосходство техники, а одиночество людей среди машин. Именно с этого момента российские художники стали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. Можно с уверенностью сказать, что для художников футуризм в живописи — это средство самовыражения, самоутверждения.
Представители футуризма в живописи
В России братья Бурлюк стали первыми представителями футуризма, поддержавшими это направление.
Им удается изобразить невероятно яркие образы. Оказывается, братья не только создавали все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп художников, популяризировавших новое направление. Впоследствии круг наследников стал стремительно расти. Мы знаем известных художников-футуристов, таких как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. Малевич. В работах этих представителей мы можем наблюдать многомерность перспективы, сочетание которой каждый зритель видит по-своему.
10 известных художников-футуристов
Различные течения футуризма оставили мир с сильными и запоминающимися именами творцов и вольнодумцев искусства. Самые яркие представители оставили свой след в истории и запомнились борцами с устаревшими традициями. Источниками творчества для них были фантазия, представление о мире будущего, совершенном, мощном.
Джакомо Балла (1871-1968)
Его основной идеей в изобразительном искусстве было создание абстрактных композиций. Также мастер активно стремился воплотить свои идеи и представления о прекрасном в прикладном искусстве и архитектурных формах.
Луиджи Руссоло (1885-1947)
Итальянский художник, который также был талантливым композитором и поэтом. В музыке он исследовал шум и звуковые эффекты, в картинах воплотил собственное восприятие действительности.
Давид Бурлюк (1882-1967)
Художник был незаурядным человеком. Искусство составляло значительную часть его взрослой жизни. Особенностью было то, что автор работал с картинами и полотнами, несмотря на отсутствие глаза. На его место вставили стеклянный протез.
Умберто Боччони (1882-1916)
Блестящий молодой и амбициозный художник. Он был автором технического манифеста футуристической живописи. Он изучал различные направления, в том числе дадаизм, что позволило ему сформировать собственную точку зрения на новый стиль.
Николай Кульбин (1868-1917)
Один из активных организаторов художественных объединений. Участвовал в дебатах, был теоретиком авангарда.
Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)
Художник из Испании. Делайте различные иллюстрации к произведениям искусства. Принимал активное участие в продвижении в обществе идей нового жанра. В живописи придерживался абстракции.
Джино Северини (1883-1966)
Итальянский художник. Изучал живопись в Риме. В своих работах он использовал футуризм и кубизм для создания своих произведений. Технике рисования тогда научил Болл.
Джерардо Доттори (1884 — 1977)
Он знал Баллу. В 1911 году он присоединился к новому футуристическому движению. Он создал целую серию абстрактных произведений искусства.
Юрий Анненков (1889-1974)
Личность блестящая. Он оставил свой след в русской и французской культуре. Живописец и график, работал в театре и кино, писатель. Работал и создавал произведения под псевдонимом Борис Темирязев.
Юлиус Эвола (1898-1974)
Итальянский философ-эзотерик, писатель. Он был также известен как поэт, художник, культуролог и видный политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор многочисленных работ по эзотерике и оккультизму.
10 известных картин в стиле футуризм
Реализм в изображениях, модернизм или эго-футуризм — это формы искусства, которые заставляют задуматься. Известные произведения в живописи — это своего рода штамп времени.
Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)
Полотно наполнено яркими красками. В нем каждый стремится обдумать свой сюжет. Не следует проводить параллели с реальностью или отождествлять себя со своей личностью.
Семейная пара (Давид Бурлюк)
Полотно написано традиционным для автора способом. В центре сюжета — семья, которая обычный день занимается разными делами.
Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)
Светящаяся работа в ее искрометном состоянии. Здесь важна передача скорости и энергии в мире, который постоянно движется вперед.
Рост города (Умберто Боччони)
Яркий свет, люди, действия и изменения объединяются на холсте в одну вспышку света. Постройка современного города представлена художником в виде хаоса и ориентирована в разные стороны движения машин, людей и механизмов.
Танцовщица = Море (Джино Северини)
Картина создана с целью провести параллель между естественной и человеческой формами. В его основе плоские поверхности и цилиндры. Они помогают восстановить трехмерность окружающего мира.
Бульвар (Джино Северини)
Здесь автор вплетает очертания людей в сюжет. Окружающий мир представлен в виде геометрических и изогнутых форм, воплощающих особенности окружающего пространства.
Портрет Артура Кравана (Джино Северини)
Работа позволяет увидеть не лицо человека, а его внутренний мир. Профиль можно рассматривать только как элемент в составе текстуры.
Ловушки войны (Джакомо Балла)
На полотне изображены эмоции и переживания, страх и смятение, возникающие в душах людей под влиянием войны. Чтобы выразить особенности, за основу был выбран темный цвет. Красный цвет — символ огня и крови.
Я и моя жена (Фортунато Деперо)
Своеобразное чтение семейной жизни. Ясно представлены повседневная жизнь и увлечения, но люди изображены застывшими силуэтами на работе.
Грузовик (Марио Сирони)
Каждая деталь механизма видна и готова к использованию. Машина вот-вот пищит и мчится по улицам города.
Необычайность цветового спектра в произведениях футуристических художников
Футуризм в живописи — это не только композиция фигур. Отличительной особенностью является цветовая гамма, разнообразие которой позволяет создать характерный для художника почерк. Кто-то использовал яркие цвета, пренебрегая смешиванием красок, кто-то предпочитал относительно ровные тона. Поэтому художники показали абстрактное искусство, целью которого было создание динамических композиций посредством визуализации физических явлений, таких как энергия, скорость и даже звук. Своеобразие этих композиций в отсутствии определенного содержания художник сначала пытался вызвать у зрителя свободные ассоциации, включающие разные мысли и эмоции.
Значение стиля в искусстве
Основная суть стиля — движение и динамизм. Классические образцы картин показывают, что время и образы не стоят на месте, они развиваются. Знакомые темы воспроизводятся с неожиданной стороны. Все это позволило искусству начать развиваться, экспериментируя с образами, линиями и восприятием происходящего вокруг.
Футуризм в живописи 20 века
Можно сказать, что футуризм в живописи — это легкое пренебрежение академизмом, способствующее проявлению нестатичности и неповторимости. Первоначальными лидерами живописи были такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. Метод исполнения очень похож на кубизм и экспрессионизм, но визуализация социально-политического движения стала отличительной. Художники-футуристы пытались воссоздать изображение, которое могло бы перенести зрителя на другую сторону измерения, перенести в центр изображения, чтобы пространственное измерение стало ощутимым, а движение было более резким. Чаще всего на полотнах изображались очень многогранные геометрические формы. Создана некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого необычайно универсальна.