Футуризм в искусстве: основные черты, представители и картины

Содержание
  1. Описание стиля
  2. Черты и принципы футуризма в живописи
  3. История возникновения
  4. Футуризм в России
  5. Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма
  6. Футуризм в русской живописи
  7. Представители футуризма в живописи
  8. 10 известных художников-футуристов
  9. Джакомо Балла (1871-1968)
  10. Луиджи Руссоло (1885-1947)
  11. Давид Бурлюк (1882-1967)
  12. Умберто Боччони (1882-1916)
  13. Николай Кульбин (1868-1917)
  14. Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)
  15. Джино Северини (1883-1966)
  16. Джерардо Доттори (1884 — 1977)
  17. Юрий Анненков (1889-1974)
  18. Юлиус Эвола (1898-1974)
  19. 10 известных картин в стиле футуризм
  20. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)
  21. Семейная пара (Давид Бурлюк)
  22. Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)
  23. Рост города (Умберто Боччони)
  24. Танцовщица = Море (Джино Северини)
  25. Бульвар (Джино Северини)
  26. Портрет Артура Кравана (Джино Северини)
  27. Ловушки войны (Джакомо Балла)
  28. Я и моя жена (Фортунато Деперо)
  29. Грузовик (Марио Сирони)
  30. Необычайность цветового спектра в произведениях футуристических художников
  31. Значение стиля в искусстве
  32. Футуризм в живописи 20 века

Описание стиля

В искусстве футуризм — это воплощение технологического процесса. Он основан на идеях прогресса, городского планирования, стремления вперед. Творчество прославило такие направления в жизни человека, как:

  • Продвижение.
  • Власть.
  • Наука.
  • Движение времени.

Технологии во всех их проявлениях, большой город с его суетой и скоростью стали объектами для картин, предметами для повествований. В центре всего этого был человек, источник прогресса, мысли и чувств.

Произведения этого направления в искусстве похожи не столько по содержанию или фактурной составляющей, сколько по форме, которая вынесена в центр — на передний план.

Цели футуризма — увидеть мир за пределами привычного, перейти от визуального восприятия к пониманию внутреннего устройства. Кроме того, в поставленные цели входит стремление совместить классику и современность, добавить собственное видение развития и совершенствования окружающего пространства.

Черты и принципы футуризма в живописи

Футуризм в живописи — это смелый взгляд в будущее, воплощенный в необычных сочетаниях цветов и оттенков. Главный фактор, присутствующий на полотнах художников, — это множество изогнутых линий, причудливой геометрии, которые переплетаются в узнаваемых формах, контурах, фактурах.

Основная суть — это воплощение на полотне будущего, мира, каким он будет в результате технического прогресса. В работах явно прослеживается неуважение к старым правилам и законам прошлой жизни. Инновации и эксперименты, исследования и эксперименты в любой сфере жизни человека — это начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.

По своему содержанию творчество было очень разнообразным. Основные черты футуризма как нового слова в искусстве неоднократно определяли и подчеркивали его последователи — смелые художники.

Новое творчество состояло из следующих особенностей:

  • Исследование новизны в любом из вариантов искусства.
  • Отрицание старых правил, норм и традиций в живописи.
  • Почувствуйте форму и содержание произведения искусства.
  • Акцент на необычную форму и смелость линий.
  • Использование новых слов и выражений (в названиях картин, описаниях, художественных текстах).

Ярко выраженный признак футуризма — бунт. Войны и революции воспринимаются создателями этого жанра не как страх и ужас, а как способ возродить общество, сделать его духовно и эмоционально молодым, готовым понимать и реализовывать новые идеи и мнения.

В своих работах авторы пытались создать ощущение неизбежной революции в жизни общества или в сознании. Этого удалось добиться за счет смелого сочетания цветов и оттенков, преобладания в палитре ярких и броских сочетаний.

В направлении футуризма ярко выражен антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то возвышенного, светлого или прекрасного. Для мастера жанра главное — город и технологии, прогрессивное мышление.

Превалирует отрицание факта преемственности: кто бы ни выбрал это направление, тот первооткрыватель, поскольку футуризм предполагает индивидуальное развитие и стремление к самовыражению. Связи с прошлым в живописи воспринимаются как цепи, препятствующие прогрессу и развитию.

Художники выделяют следующие особенности картин этого жанра:

  • Сюжеты вокруг техники и больших городов.
  • Преобладание темы механизмов (автомобили, самолеты, двигатели).
  • Научно-фантастические исследования в целях развития.
  • Трехмерное изображение объекта сразу с нескольких сторон (своего рода перспектива с одного ракурса).
  • Цветовые решения насыщенные, быстрые.
  • Динамика в формах.
  • Передача движения методом перекрытия.
  • Использование вставок в графики.
  • Фрагменты металла.
  • Использование фрагментов таблицы в составе диаграммы.
  • Картины — коллаж с шестеренками.
  • Помехи, шумы и звуки передаются с помощью знаний в изобразительном искусстве.
  • Зритель — центральная фигура произведений.

Визуальные и психологические приемы завершают новый стиль.

История возникновения

Жанр футуризма в искусстве зародился в начале ХХ века. Свое видение будущего мира молодые авторы постарались передать в различных произведениях. Различные жанры прошлого отошли на второй план.

Основатели — Филиппо Маринетти, а позже Джакомо Балла, Боччони, Руссоло, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилья Прателла буквально превратили основы в искусство, ворвавшись с новыми идеями и мнениями.

Первое произведение нового жанра называется Red Sugar — манифест родился в 1909 году. Маринетти первым определил черты футуризма как нового жанра, способного повлиять на все направления в искусстве. Текст содержал описание культа отказа от прошлого в пользу будущего.

Ориентиры: молодые творцы, поэты, художники, писатели, архитекторы, раздавленные в установленных рамках и неспособные полностью раскрыть свой талант.

Новизна, смелость и попадание в общий «поток» бунтарских мыслей позволили уже через 3 года (к 1912 году) провести первую выставку. Для этого один из музеев Парижа предоставил свою площадку. Таким образом, итальянские инновации постепенно распространились по Европе.

Футуризм в России

История искусства уходит корнями в русский футуризм с 1910-х годов ХХ века. Современники испытали волну недовольства, во всех слоях общества назревал бунт. Вполне естественно, что отношение к футуризму было положительным. Первый футурист в России — Давид Бурлюк.

Последователи нового направления одновременно создали несколько литературных организаций. Они разработали свои собственные кодексы, уставы и точки зрения. Несмотря на то, что итальянский стиль сохранил свою популярность, он быстро расцвел в России, но оставил массу ярких впечатлений в виде произведений искусства разных жанров и направлений.

Ранние футуристы быстро добились известности. Во многом известности способствовала скандальность творений. Конец жанра наступил на удивление быстро: кризис начал прослеживаться еще в 1914 году.

Несмотря на это, мастера жанра оставили свой след в истории. Футуризм полностью исчез в России в конце 1917 года (в период после победы большевиков). Последние созданные в стране произведения вышли под брендом LEF (1920).

Многие внутренние представители футуризма были вынуждены уехать и жить в других государствах. Известный советский представитель футуризма — Пастернак. Он оставил в русской литературе блестящие произведения, заслуживающие внимания. Для текстов и слов этот стиль назывался имажинизмом.

Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма

К моменту возникновения футуризма многие направления Серебряного века исчерпали себя и не могли предложить зрителю ничего нового.

Символизм предлагал упрощенное восприятие, которое не допускало свободы мысли и действия. Под влиянием смены мнений и желаний появляется акмеизм с футуризмом. Футуризм — самое авангардное и скандальное направление.

Мастера, в отличие от символистов и акмеистов, провозгласили полный разрыв с культурой и традициями прошлого, призвали не отставать от известных творцов литературы и живописи, а искать признания через выражение собственного мнения по искусству.

Сюрреализм предлагал увидеть настойчивость в необычном, заглянуть за грань, но не мчаться в будущее. Кубизм играл с формами и линиями, ставя этот компонент во главе работы.

С другой стороны, футуризм предлагал яркость через негатив. Смелость мысли и образов вызвали гнев публики. Среди приверженцев были не только поэты и писатели, но и художники, пытавшиеся выразить свое мнение цветом.

Символисты и акмеисты в 90% случаев являются поэтами. Город и технологии, автомобили и детали не были источником вдохновения для представителей этих направлений в искусстве. В поэзии футуристы пытались экспериментировать со словом, с рифмой, играли со звуком и сочетаниями.

Футуризм в русской живописи

Как направление в изобразительном искусстве футуризм просуществовал до начала 1920-х годов. Русские художники в этот период оказались очень внимательными к своим исследованиям, поскольку они часто оставались в Европе. Творческие деятели находили личный прием в манифестах футуристов итальянского происхождения, но в то же время отличались идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, например, восхваляли не превосходство техники, а одиночество людей среди машин. Именно с этого момента российские художники стали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. Можно с уверенностью сказать, что для художников футуризм в живописи — это средство самовыражения, самоутверждения.

Представители футуризма в живописи

В России братья Бурлюк стали первыми представителями футуризма, поддержавшими это направление.

Им удается изобразить невероятно яркие образы. Оказывается, братья не только создавали все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп художников, популяризировавших новое направление. Впоследствии круг наследников стал стремительно расти. Мы знаем известных художников-футуристов, таких как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. Малевич. В работах этих представителей мы можем наблюдать многомерность перспективы, сочетание которой каждый зритель видит по-своему.

10 известных художников-футуристов

Различные течения футуризма оставили мир с сильными и запоминающимися именами творцов и вольнодумцев искусства. Самые яркие представители оставили свой след в истории и запомнились борцами с устаревшими традициями. Источниками творчества для них были фантазия, представление о мире будущего, совершенном, мощном.

Джакомо Балла (1871-1968)

Его основной идеей в изобразительном искусстве было создание абстрактных композиций. Также мастер активно стремился воплотить свои идеи и представления о прекрасном в прикладном искусстве и архитектурных формах.

Луиджи Руссоло (1885-1947)

Итальянский художник, который также был талантливым композитором и поэтом. В музыке он исследовал шум и звуковые эффекты, в картинах воплотил собственное восприятие действительности.

Давид Бурлюк (1882-1967)

Художник был незаурядным человеком. Искусство составляло значительную часть его взрослой жизни. Особенностью было то, что автор работал с картинами и полотнами, несмотря на отсутствие глаза. На его место вставили стеклянный протез.

Умберто Боччони (1882-1916)

Блестящий молодой и амбициозный художник. Он был автором технического манифеста футуристической живописи. Он изучал различные направления, в том числе дадаизм, что позволило ему сформировать собственную точку зрения на новый стиль.

Николай Кульбин (1868-1917)

Один из активных организаторов художественных объединений. Участвовал в дебатах, был теоретиком авангарда.

Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)

Художник из Испании. Делайте различные иллюстрации к произведениям искусства. Принимал активное участие в продвижении в обществе идей нового жанра. В живописи придерживался абстракции.

Джино Северини (1883-1966)

Итальянский художник. Изучал живопись в Риме. В своих работах он использовал футуризм и кубизм для создания своих произведений. Технике рисования тогда научил Болл.

Джерардо Доттори (1884 — 1977)

Он знал Баллу. В 1911 году он присоединился к новому футуристическому движению. Он создал целую серию абстрактных произведений искусства.

Юрий Анненков (1889-1974)

Личность блестящая. Он оставил свой след в русской и французской культуре. Живописец и график, работал в театре и кино, писатель. Работал и создавал произведения под псевдонимом Борис Темирязев.

Юлиус Эвола (1898-1974)

Итальянский философ-эзотерик, писатель. Он был также известен как поэт, художник, культуролог и видный политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор многочисленных работ по эзотерике и оккультизму.

10 известных картин в стиле футуризм

Реализм в изображениях, модернизм или эго-футуризм — это формы искусства, которые заставляют задуматься. Известные произведения в живописи — это своего рода штамп времени.

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)

Полотно наполнено яркими красками. В нем каждый стремится обдумать свой сюжет. Не следует проводить параллели с реальностью или отождествлять себя со своей личностью.

Семейная пара (Давид Бурлюк)

Полотно написано традиционным для автора способом. В центре сюжета — семья, которая обычный день занимается разными делами.

Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)

Светящаяся работа в ее искрометном состоянии. Здесь важна передача скорости и энергии в мире, который постоянно движется вперед.

Рост города (Умберто Боччони)

Яркий свет, люди, действия и изменения объединяются на холсте в одну вспышку света. Постройка современного города представлена ​​художником в виде хаоса и ориентирована в разные стороны движения машин, людей и механизмов.

Танцовщица = Море (Джино Северини)

Картина создана с целью провести параллель между естественной и человеческой формами. В его основе плоские поверхности и цилиндры. Они помогают восстановить трехмерность окружающего мира.

Бульвар (Джино Северини)

Здесь автор вплетает очертания людей в сюжет. Окружающий мир представлен в виде геометрических и изогнутых форм, воплощающих особенности окружающего пространства.

Портрет Артура Кравана (Джино Северини)

Работа позволяет увидеть не лицо человека, а его внутренний мир. Профиль можно рассматривать только как элемент в составе текстуры.

Ловушки войны (Джакомо Балла)

На полотне изображены эмоции и переживания, страх и смятение, возникающие в душах людей под влиянием войны. Чтобы выразить особенности, за основу был выбран темный цвет. Красный цвет — символ огня и крови.

Я и моя жена (Фортунато Деперо)

Своеобразное чтение семейной жизни. Ясно представлены повседневная жизнь и увлечения, но люди изображены застывшими силуэтами на работе.

Грузовик (Марио Сирони)

Каждая деталь механизма видна и готова к использованию. Машина вот-вот пищит и мчится по улицам города.

Необычайность цветового спектра в произведениях футуристических художников

Футуризм в живописи — это не только композиция фигур. Отличительной особенностью является цветовая гамма, разнообразие которой позволяет создать характерный для художника почерк. Кто-то использовал яркие цвета, пренебрегая смешиванием красок, кто-то предпочитал относительно ровные тона. Поэтому художники показали абстрактное искусство, целью которого было создание динамических композиций посредством визуализации физических явлений, таких как энергия, скорость и даже звук. Своеобразие этих композиций в отсутствии определенного содержания художник сначала пытался вызвать у зрителя свободные ассоциации, включающие разные мысли и эмоции.

Значение стиля в искусстве

Основная суть стиля — движение и динамизм. Классические образцы картин показывают, что время и образы не стоят на месте, они развиваются. Знакомые темы воспроизводятся с неожиданной стороны. Все это позволило искусству начать развиваться, экспериментируя с образами, линиями и восприятием происходящего вокруг.

Футуризм в живописи 20 века

Можно сказать, что футуризм в живописи — это легкое пренебрежение академизмом, способствующее проявлению нестатичности и неповторимости. Первоначальными лидерами живописи были такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. Метод исполнения очень похож на кубизм и экспрессионизм, но визуализация социально-политического движения стала отличительной. Художники-футуристы пытались воссоздать изображение, которое могло бы перенести зрителя на другую сторону измерения, перенести в центр изображения, чтобы пространственное измерение стало ощутимым, а движение было более резким. Чаще всего на полотнах изображались очень многогранные геометрические формы. Создана некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого необычайно универсальна.

 

Оцените статью
Как нарисовать