Основы композиции

Что такое композиция, и какая она бывает

При фотографировании мы выбираем наиболее удачный ракурс, чтобы получить хороший снимок. То есть ищем ту точку, с которой лучше всего будут видны те объекты, которые мы хотим видеть на фото.

То же и на рисунке. Не менее важно найти тот удачный ракурс, который лучше всего передает идею изображения. Только в отличие от фотографии мы сами можем распределять предметы на листе и изменять их размер. А для этого сначала необходимо освоить основные принципы, по которым строится композиция.

Итак, сначала немного теории о самой композиции. Для начала нужно понять, что такое состав и почему он так важен.
Композиция: расположение предметов, изображенных на холсте. То есть размещение фигур в пространстве и их соотношение. Если правильно расположить предметы, они будут визуально гармонировать между собой.

композиция на фото

Композицию можно разделить на 2 типа: статическую и динамическую. Первый тип передает чувство равновесия и спокойствия, то есть статичность, а второй, наоборот, передает движение и эмоциональность.

Как получить статичное изображение? Ощущение неподвижности создают прямые линии: вертикальная ось и горизонтальная линия. То есть на листе должны быть предметы, которые будут перпендикулярны линии горизонта.

Чтобы получить динамику, нам нужно сместить угол наклона вертикальной линии, это добавит движения нашей композиции.

Для наглядности можно привести пример со стаканом. Если изобразить его стоящим на столе (стакан — вертикальная линия, а стол — линия, параллельная горизонту), то такую ​​композицию можно назвать статичной, потому что стакан стоит только на столе. А если вы изобразите наклоненное стекло (то есть смещен угол вертикальной оси), у вас появится ощущение, что стекло падает (динамическая композиция).

Контрасты в композиции.

Сравнения и контрасты играют важную роль в построении композиции изображения. Выразительность композиции усиливается, если она построена на сопоставлении большого и малого, динамичного и неподвижного, яркого и сдержанного цвета, красивого и некрасивого, хорошего и плохого и т.д. Леонардо да Винчи говорил о значении сравнений и контрастов, указывая на то, что в исторических сюжетах прямые противоположности должны смешиваться по соседству, чтобы усилить друг друга в противостоянии.

Картина Сурикова
В большом количестве картин великих художников можно найти множество подобных сравнений. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного революционера, убежденного в своем мнении, контрастирует с образом равнодушного священника. В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольника — смеющееся и недоброжелательное лицо водителя, а неподалеку — голова глупо смеющегося мальчика. В картине Сурикова Меншикова в Березове композиционный контраст образует огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, создающий впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. На фото платья сестер контрастируют друг с другом: мех Александры, расшитый золотом, и черное платье Марии меняют настроение их персонажей. В картине В. Серова «Петр Первый» величие Петра и его беспрепятственное движение контрастирует с робкой походкой его свиты, которая не за ним идет. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра.

Динамика и статика

Еще один важный аспект сочинения — решить, выполняете ли вы статическую или динамическую работу. Или вы совмещаете в нем то и это.
Статические композиции, то есть без движения, часто симметрично уравновешены, показывают объект без какого-либо события, вызывают ощущение спокойствия, классической завершенности, характеризуются отсутствием времени — ведь в них ничего не происходит. В статичных композициях объекты устойчиво расположены на горизонтальных линиях с минимальной перспективой.

Структура

Направление подразумевает наличие идейного замысла, темы, формы, мотива, которые помогают сформировать и донести до публики идею автора полотна. интересный сюжет, но автор не знаком

  • Идеологическая концепция — это центральная линия идеологии, на основе которой художник выбирает средства реализации идеи.
  • Тема: событие, действие, изображенное на полотне для воплощения идейного замысла.
  • Художественная форма выбирается исходя из особенностей темы и идеи. Правильно подобранная форма — залог доступности авторской идеи для зрителей. Художественная форма — это особенность выбора цвета, света, стиля и других средств художественного выражения.
  • Узор или фактура — это воплощение темы и идеи на полотне.

Фронтальный вид

Другое название фасада композиции — плоский. Сюда входит весь комплекс работ, созданных в одной плоскости:

  • фото;
  • живописные полотна;
  • веб-страница;
  • плакаты;
  • гобелены;
  • витражи;
  • листовки;
  • графический дизайн и так далее.

виды сочинения в литературе

Глубина пространства здесь передается в изображении по-разному: всплески цвета, игра света и тени, разрезы перспективы. Однако они создают лишь иллюзию трехмерного изображения, в то время как на самом деле оно находится в плоскости.

Стоит отметить, что плоская форма композиции включает в себя не только работы с гладкой поверхностью, но и с элементами рельефа — выпуклыми в одной плоскости. Такая форма перехода между объемом и плоскостью называется фронтально-объемной композицией.

Рельеф помогает усугубить иллюзию глубины пространства за счет постоянно или незначительно меняющегося уровня. Чем больше количество выступающих элементов и глубже рельеф, тем дальше работа спереди и ближе к объемной. Идею художника передают следующие виды рельефов:

  • Барельеф (барельеф) — орнамент, скульптурная композиция, лишь незначительно выступающая над плоским изображением.
  • Горельеф: в этом случае скульптурная композиция выступает на 3/4 над плоским фоном.
  • Обратный рельеф — скульптурное изображение не выступает над плоскостью, а как бы вдавливается в нее.
  • Глиптика: изображение находится на одном уровне с плоскостью всей работы, но при этом его контуры глубоко вылеплены художником.

виды композиций в искусстве

Ритм в композиции.

Жизнь ритмична во всех ее проявлениях. Планеты движутся ритмично, времена года меняются. У каждого человека есть определенный ритм поведения. По ритму движения, по тому, как люди ходят, разговаривают друг с другом, можно определить смысл события. У людей разные ритмы поведения, расположенные, например, на вокзале: для тех, кто уезжает, быстро и суетливо, для тех, кто приезжает, совсем другой.

Картина А. Дейнеки «Оборона Петрограда»
В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения:

в чередовании масштабных соотношений,

в положении пятен света и цвета,

в динамике жестов, движений и тд

Ритмические построения выполняются как в плоскости самого изображения, так и в расположении предметов в пространстве. Ритм всегда связан с содержанием образа и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю сосредоточиться на важных моментах и ​​определенным образом их корректирует, улучшает выразительность изображения. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритм композиции. Марш вооруженных рабочих пронизан веселым и уверенным ритмом. В этом ритме обнаруживается решительное движение. При этом ритм передвижения раненых по мосту запутан и дезорганизован.

Приемы в композиции

Помимо видов композиции важно знать приемы. Есть несколько:

  • Асимметрия и симметрия.
  • Динамический и статический.
  • Определенный темп.
  • Золотое сечение.
  • Фокус произведения — смысловой или композиционный.

Равновесие картины.

Если холст неравномерно заполнен изображенными объектами, изображение смещается к одному краю, изображение воспринимается как перегруженное в одной части холста и слишком светлое — в другой. Выглядит неуравновешенно. Такой образ противоречит нашему зрительному восприятию действительности, выглядит плохо организованным и неестественным.

Когда мы смотрим на объекты реальности, они равномерно распределены в поле зрения. Оптический центр расположен примерно посередине. В результате объекты размещаются на изображении и создается композиционный центр. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром, но и не отклоняется от него. Чрезмерное смещение центрального объекта изображения или всей группы объектов создает впечатление перегруженности одной его части и пустоты в другой. На рис. 3, деревья расположены по центру слева, а пустой горизонт — справа. Левая сторона явно перегружена за счет правой. Этот недостаток отсутствует на рис. 3, Б.

Баланс изображения. Пейзаж

Рис. 3

Композиционный баланс достигается за счет равномерного распределения элементов изображения на плоскости изображения слева и справа, сверху и снизу. Особое значение имеет правильное распределение веса справа и слева от вертикальной оси через центр ремня. Однако необходимо избегать деления верха на две равные части как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонт на изображении не должен совпадать с горизонтальным центром изображения, а крупные объекты не должны попадать на центральную вертикаль. В противном случае все изображение распадается на две независимые части.

Баланс рисунка не предполагает точной геометрической симметрии. Композиция пострадает от невероятности, если главный герой, помещенный в центр композиции, находится посередине. Лучше всего размещать основное действие подальше от центра.

В балансе изображения важны не только массы самих предметов, но их тон и цвет. Маленький темный предмет может уравновесить большой, но серый. Цветное пятно с одной стороны требует повторения с другой.

Рамочный видоискатель можно использовать для обеспечения композиционного выбора объекта при изображении натюрморта или натурного портрета. Перемещая видоискатель, они выбирают подходящий объект, запоминают его положение в прямоугольнике кадра и, следовательно, размещают объекты на холсте или бумаге.

Вы также можете выбрать размещение объектов на холсте другим способом: сделать композиционные наброски с разных точек зрения и очертить рисунок прямоугольной рамкой таких размеров, чтобы получить хорошее соотношение между плоскостью холста и объектами на холсте. Изображение. Иногда на бумаге сначала намечают карандашом рамку и рисуют набросок натюрморта или портрета. Затем равномерно заполните плоскость изображения, определите масштаб изображения и найдите желаемое композиционное размещение.

Следует отметить, что для создания художественного образа художник вправе умышленно нарушить устойчивый баланс изображаемых предметов.

Необходимые навыки

Чтобы написать сюжетную картину, необходимо:

  1. Развивайте способность наблюдать, распознавать эмоции, тонкости настроения.
  2. Освойте технику работы в разных стилях.
  3. Иметь достаточный уровень знаний в области искусства.

Как построить

Для правильного построения изображения текстуры вам понадобятся:

  • Выбирайте стиль с умом;
  • Гармонично сочетать цвета и оттенки;
  • Правильно подбирайте предметы, чтобы передать концептуальную идею;
  • Правильно используйте средства художественного выражения.

Поэтому в тематической росписи главное — гармония композиции. Сложность этой задачи в том, что цель жанра — передать многогранные и неоднозначные социальные отношения. Это также относится к социальной жизни и повседневному уровню отношений.

Наибольшее распространение получил жанр при создании уточных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев средствами художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение о событиях, отображаемых на полотне.

Умение передать все нюансы жанра — результат мастерства и опыта художника. Для работы в этом направлении мало возможностей красиво визуализировать предметы на холсте; нужно быть внимательным художником, умеющим замечать тонкости эмоций и чувств человека.

Точка зрения в композиции.

Выразительность художественного образа определяется выразительностью самой природы. Каждый объект или объект может проявлять свои характеристики, с одной стороны, более полно, с другой — менее. Нужно уметь выбирать горизонт, идти влево и вправо, ближе или дальше — чтобы найти место, с которого природа будет видна наиболее выразительно.

На рис. 1, б взята точка зрения, с которой видны плохо организованные объекты, вытянутые в линию, не связанные друг с другом. Если изменить свою точку зрения, природа может показаться взаимосвязанным целым (рис. 1, а).

Точка зрения в композиции. Натюрморт

Рис. 1

Точно так же внешний вид ландшафта меняется в зависимости от изменения точки зрения. Ниже приведены примеры того, как композиция ландшафта по-разному меняется в зависимости от разных точек зрения. На рис. 2, а деревья далеко и не сливаются с домом. Если переместиться влево и выбрать другую точку, вид ландшафта изменится (рис. 2, 6).

композиция пейзажа с разных точек зрения

Рис. 2

Точка и угол обзора картины — важные элементы при создании композиции. Так, например, при описании действий людей в пейзаже очень важно их сблизить, чтобы они не терялись в изображаемом пространстве и занимали преобладающее место в общей структуре. Также будет неправильно, если мы переместим массу фигур очень близко к переднему плану. Действия на открытом воздухе требуют некоторого места. Поэтому нужно выбирать такую ​​точку зрения, чтобы группы людей и пространство были сбалансированы в композиции.

Для своего выражения каждому сюжету нужна своя точка зрения, особый горизонт. Горизонт на уровне глаз передает более спокойное впечатление от картины. Более высокий горизонт открывает больше пространства, а просторы природы кажутся более величественными. Картина И. Левитана «Над вечным покоем» имеет высокий кругозор, который позволил художнику показать бескрайние просторы родной земли, выразить идею вечности природы.

Композиция с низким горизонтом создает более монументальное впечатление. Низкая точка зрения используется художниками в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть большие размеры изображаемых предметов. В картине В. Васнецова «Герои» впечатление эпической мощи и величия усиливается использованием низкой точки зрения.

Понятие композиционного центра

Композиционный центр — это то, на чем зрителю следует сосредоточиться. По задумке художника, именно этот объект должен в первую очередь привлекать внимание. Этот центр должен уметь не только определять его, но и правильно подчеркивать, не нарушая общей композиции. Конечно, есть варианты, когда центра нет, но это уже конкретные работы и совершенно исключение.

Как выделить центр

Здесь есть хитрости, которые помогут выделить нужный объект на фоне остальных.

1. Центральная контрастность. Он создается разницей между светлыми и темными предметами. Композиционный центр хроматически контрастирует с остальной частью рисунка. Он должен быть светлее или темнее остального изображения. Этот контраст сразу привлечет внимание зрителя. Но помните, что затемненные объекты визуально кажутся меньше светлых. Поэтому, используя этот метод, важно не нарушить пропорции, иначе можно разрушить удачную композицию.
2. Топоры. Вы можете воспользоваться инструкциями. Они приведут к центру композиции. Объекты должны располагаться так, как будто они нанизаны на ось и стремятся к центру. Вы также можете использовать только прямые линии, если этого требует идея художника.

3. Размер. Самый простой способ показать центр — это размер изображения. Следовательно, если объект больше других, взгляд зрителя упадет на него первым. Вы также можете сделать наоборот — центр композиции может быть меньше по размеру, чем все остальные объекты на листе, что поможет добиться того же эффекта.

4. Разнообразие. Но на картинке можно показать много разных предметов. Тогда нам поможет разнообразие. С его помощью можно передать глубину космоса. Центр композиции выносим на передний план, а все остальные объекты — на задний план. Вы можете сделать наоборот, переместив центр назад. Принцип тот же: только один объект на заднем плане, остальные на переднем плане. Размытие изображения поможет усилить разницу. Это как в фотографии, когда в фокусе остается только желаемый объект.

В работе можно использовать сразу несколько приемов. Главное, при строительстве не забывайте учитывать пропорции и законы перспективы. Все объекты на листе подчинены центру композиции, и от этого будет зависеть размер объектов на картинке в целом.

Основные принципы композиции

Мы уже видели некоторые приемы, которые можно использовать для создания неподвижности или движения и привлечения внимания к определенному объекту. А теперь пора поговорить об основах создания непосредственной композиции, которые должен знать каждый художник, начинающий.

Целостность

Картина — это законченная и законченная работа. При взгляде на него должно возникнуть чувство целостности. Все предметы должны быть объединены общим смыслом и находиться в одной среде. Это делает композицию гармоничной.

«Золотое сечение»

его еще называют «золотым сечением». Это концепция, которая является эталоном структурной гармонии. В количественном отношении это выглядит так. Если мы возьмем всю длину линии за 100% и разделим ее пополам, соотношение сегментов линии должно быть между 61,8% и 38,2%.

основы композиции в рисунке
1. Спиральный разрез. Ее еще называют спиралью Архимеда. Вам необходимо представить спираль на бумаге и разместить на ней предметы.

2. Диагональное сечение. Это применимо при изображении предметов, имеющих другое значение. Для этого рисуем диагональ, разделяющую лист на два треугольника. От одного из углов листа проведите отрезок, перпендикулярный уже имеющейся диагонали. В результате на листе у нас получилось три разных треугольника. Помещаем в них все значимые предметы. Для создания гармоничной композиции необходимо соотнести масштаб предметов с пропорциями треугольников: крупный предмет в большом треугольнике, маленький предмет в самом маленьком и так далее

как составить рисунок

Правило третей

Упрощенная версия сложного золотого сечения: правило третей. Для этого нужно разделить лист на 9 равных частей перпендикулярными линиями. Самый простой способ создать гармоничную композицию — поместить значимый объект в центральный прямоугольник. Если вы рисуете несколько объектов, лучше всего это делать на пересечении линий нашей прямоугольной сетки. Если вам нужно выделить объекты, лучше всего разместить их прямо на линиях. Если вы рисуете пейзаж с четкой линией горизонта, соотношение неба и земли будет 2: 1.

макет в оформлении правил

Закон соотношения краев рисунка к его плоскости

Мы можем использовать различные техники, чтобы создать ощущение пространства. Например, если вы изобразите объект ближе к нижнему краю бумаги, он будет восприниматься как объект, расположенный ближе к нам.
Если объект находится далеко от края, особенно в центральном положении, он кажется далеким.

Восприятие зрителем

Теперь поговорим о восприятии зрителем того или иного изображения. Ведь для художника самое главное — через живопись передать свою идею.

Взгляд человека обычно направлен слева направо. Поэтому фокус лучше расположить с левой стороны. Если рисунок с динамической композицией, то движение лучше направить от левого края к правому. Динамические задания привлекают больше внимания, чем статические.

Создавая произведение искусства, важно учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у зрителя. Вы также можете создать желаемые ощущения с помощью линий. Поэтому горизонтальные линии создают ощущение неподвижности. Вертикальная линия — стремление вверх, к чему-то важному. Диагонали и наклонные линии: ощущение дистанции, путь, уходящий вдаль. Прерывистые и пересекающиеся линии показывают бурные эмоции, неприятные чувства или даже агрессию, это можно увидеть на изображениях, изображающих сражения.

Плавные, изогнутые линии символизируют покой, что хорошо воспринимается в пейзажах.

Составляем композицию предметов на листе в натюрморте

Итак, у нас есть теория. Теперь давайте посмотрим на классическую композицию, такую ​​как натюрморт, и покажем, какие из техник мы можем использовать при создании работы.

Изначально важно подумать о том, что мы будем представлять и из чего будет состоять наша работа. Даже если это просто образовательная среда, объекты не должны располагаться случайным образом, а должны быть подчинены одной идее и теме.
При составлении композиции предметов учитываются три момента:

1. Формат (горизонтальный, вертикальный или квадратный)
2. Симметрия или асимметрия
3. Композиция (схема): треугольник, диагональ или круг.
Теперь посмотрим все по порядку. Начнем с формата.
Горизонтальный — самый распространенный. Он позволяет расположить на столе несколько элементов. Для создания глубины часто добавляют падающие шторы.

Когда предметы расположены вертикально, создается ощущение роста. В таком формате хорошо смотрятся цветы, высокие, вытянутые вазы. Квадратный формат помогает сосредоточить внимание зрителя на центре и создает ощущение устойчивости.
Формат с закругленными углами встречается нечасто, потому что расставлять предметы не очень удобно.

натюрморт композиция

Теперь давайте посмотрим на закономерности, по которым лучше всего располагать объекты.
Треугольник. По этой схеме самый высокий объект будет в центре, а меньший — у основания треугольника.
Круг. Такая компоновка хороша при использовании квадратного формата. При такой схеме нет главного аргумента, который выделялся бы среди остальных.
Диагональ. В натюрмортах такие наклонные линии создадут ощущение дисбаланса. Также, используя такую ​​схему, можно сделать акцент на пустой части листа, например, разместив там окошко.

Закон равновесия в композиции

Наверняка вы слышали такую ​​фразу: «там нужно было бы балансировать предметы справа» или там, например, слева. Чувство баланса заключается в гармоничном расположении количества цветных пятен, количества предметов на листе. То есть, чтобы у вас был не хаос, а какой-то порядок, гармония.
В заключение: баланс достигается за счет баланса цвета, баланса форм, количества предметов и симметрии.

Объемный вид

Еще один основной вид композиции — объемный. Включает в себя развитие сюжета, композицию в трехмерном пространстве: работа на плоскости должна иметь глубину. Этот тип характерен для:

  • скульптуры:
  • искусства и ремесла;
  • небольшие архитектурные работы;
  • машины;
  • трехмерные рекламные формы;
  • пакеты;
  • проектирование промышленных или бытовых изделий и так далее.

какие типы композиции

Объемная работа имеет следующие отличительные особенности:

  • он обязательно трехмерный, его видно со всех сторон. Кроме того, чем больше пространства окружает это творение, тем больше впечатлений создается о его внешнем виде, пластической конфигурации.
  • Если форма композиции монументальна, а внутреннее пространство между ее элементами мало, то зрителю она кажется плотной, цельной. Если проемы, расстояния между компонентами увеличатся, мы заметим, как композиция начнет превращаться в легкую и динамичную.
  • Общая форма этого творения — взаимодействие с внутренним пространством.
  • Произведение при всей сложности формы предстает единым целым предметом. Объем формы выделяется в пространстве.
  • Космическое пространство только окружает композицию, но не проникает в нее.

Пейзаж портрет натюрморт

Тематической может быть любая картина:

  • Пейзаж: он может передать достижения экономики, человеческого труда;
  • Портрет: при условии передачи характерных черт исторической эпохи, при наличии динамики изображения;
  • Натюрморт может быть тематическим, если художник вложил в работу определенную идею.

Сочетание предметов на фото может продемонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.

Исходя из особенностей жанра, можно сделать вывод, что любое изображение можно охарактеризовать как предметно-тематическое, если, перенося предметы на холст, художник выражает свою мировоззренческую концепцию. Исходя из темы и идеи, художник выбирает наиболее подходящий стиль и жанр, чтобы проиллюстрировать идею художника.

Виды композиций в искусстве

Удивительно, но все графические, скульптурные и архитектурные композиции можно разделить всего на три типа:

  • космос;
  • передний;
  • объемный.

 

Оцените статью
Как нарисовать