Картины в стиле неоклассика: представители и история развития в России

Особенности и черты неоклассицизма

В отличие от легкомысленного и чувственного рококо, такие художники, как Жан-Оноре Фрагонар и Франсуа Буше, считали, что живопись должна быть реалистичной и строгой. Неоклассицизм проповедует рациональность, умеренность и академизм, а не чувственность и эмоциональность.
В неоклассицизме такие художники, как Жак-Луи Давид, предпочитают реалистичные формы, четкие детали и правдоподобные свет и тень. Поверхность картины должна казаться идеально гладкой, глаз зрителю не должно быть видно мазков.
Франция была на пороге первой революции в 1789 году, и своими работами художники хотели призвать общество к рациональности и умеренности. Государственность, долг гражданина перед обществом и страной, величие республиканского Рима — вот темы, отраженные в творчестве многих художников того времени.

Анжелика Кауфманн,
Анжелика Кауфман, «Венера убеждает Елену полюбить Париж»

Неоклассицизм был порождением эпохи разума (просвещения), когда философы верили, что мы сможем управлять своими судьбами, изучая и следуя законам природы. Таким образом, неоклассицизм продолжал свою связь с классической традицией, потому что он означал умеренность и рациональное мышление, но в новом и более политизированном виде. («Нео» означает «новый», а в случае искусства — уже существующий стиль, но со своими индивидуальными характеристиками и чертами.) Неоклассицизм характеризуется ясностью форм, сдержанными цветами, ограниченным пространством, сильными горизонталями и вертикали и классическая композиция.
Но искусство не монолитно и на смену некогда популярным и актуальным направлениям приходят новые, олицетворяемые молодыми и бескомпромиссными художниками. В середине XIX века молодое поколение художников, которых в России называли передвижниками, восстало против окостенения академической живописи. В других европейских странах тоже были свои протестные движения.
В начале ХХ века неоклассицизм стал сдерживать дальнейшее развитие искусства, не считая нужным иметь дело с такими новыми веяниями, как сюрреализм и импрессионизм. Многие художники пытались совместить в своих работах классические приемы академической живописи и мотивы сюрреализма. В результате в 20-е годы неоклассицизм потерял актуальность и популярность, уступив место новым прогрессивным направлениям в искусстве.

архитектура

черты

Неоклассическая архитектура была первым выражением, которое заставило его противостоять экстравагантности барокко и рококо. В нем скорее подчеркивались плоские элементы, чем скульптурные объемы и чрезмерный орнамент.

Простота в его архитектурных решениях была первой чертой, которая отличает его от предыдущих стилей. В неоклассической архитектуре присутствовали элементы греко-римской архитектуры: ее колонны имели характерные черты дорического и ионического ордеров.

Фасад неоклассических зданий характеризовался наличием ряда колонн плоской и симметричной формы. Украшения снаружи зданий были минималистичными и простыми.

Жан Чалгрин

Жан Шалгрен был французским архитектором, известным как один из самых важных представителей неоклассической архитектуры. Chalgrin был тем, кто спроектировал знаменитую Триумфальную арку в Париже, Франция.

На его склонность к неоклассицизму повлиял франко-итальянский архитектор Джовани Никколо Сервандони. Кроме того, его пребывание в Риме позволило ему общаться с другими классиками под влиянием архитектора Джованни Батиста Пиранези и текстов Винкельмана.

После женитьбы графа Прованса, ставшего впоследствии королем Франции, Шалгрин был назначен архитектором короля. Он спроектировал Павильон музыки в Версале для графини. Здание поддерживается сегодня и является прекрасным образцом неоклассической архитектуры.

Триумфальная Арка

Триумфальная арка Это один из самых известных мемориалов в мире, спроектированный архитектором Жаном Шалгреном. Его строительство проходило между 1806 и 1836 годами. Он расположен в центре площади Шарля де Голля в Париже, Франция..

Наполеон Бонапарт приказал построить триумфальную арку после великой победы в битве при Аустерлице во время наполеоновских войн. Поводом для строительства послужило празднование завоеваний французской армии.

Арка 50 метров в высоту и 45 метров в ширину; Он окружен круглой площадью с 12 проспектами, образующими звезду. Фасад имеет относительно простые декоративные элементы, в которых симметрия играет основополагающую роль.

Искусство: представители стиля

Как и любое другое художественное направление, неоклассицизм охватывает не только архитектуру, но и живопись, скульптуру, музыку и литературу. В этот период античность привлекала внимание почти всего мира. Это возрождение привело к развитию многих стилей и форм.

Живопись

Художники с археологической точностью воссоздают не только греко-римские костюмы, но и мебель античности, средневековья, а это маньеризм и модернизм в живописи. Однако именно Рим стал главным центром неоклассической реформы. Здесь собираются художники со всего мира, чтобы по-новому взглянуть на работы прошлого.

Неоклассическая живопись 18 века приобретает академический характер. Молодые художники много времени проводят в старинных залах, рисуя греческие и римские статуи.

Среди европейских художников, работающих в этом направлении, можно выделить имена немецкого художника Антона Рафаэля Менгса и французского живописца Давида.

Представителей русского неоклассицизма начала ХХ века объединяла общая идея: противостоять хаосу и диссонансу, надвигающимся на искусство и жизнь страны. Для них было важно возродить красоту, в поисках которой они обращаются к старине. Серов, Петров-Водкин, Серебряков и другие художники, используя разные стили, подходят к творчеству в сложный период, переломный момент для России, объединившись в поисках гармонии.

неоклассическое искусство

музыка

черты

Неоклассическая музыка развивалась в двадцатом веке, особенно в период между двумя мировыми войнами. Композиторы-неоклассики были вдохновлены музыкой восемнадцатого века, также называемой музыкой барокко.

Неоклассический канон вдохновлен барокко и классицизмом. Художники использовали Французскую революцию как главный источник вдохновения. Игорь Стравинский и Пауль Хиндемит были композиторами, которые привели к появлению этого стиля во Франции.

Музыкальный неоклассицизм привел к тенденции вернуться к эстетическим предписаниям, связанным с классицистскими концепциями порядка, баланса, ясности, экономии и эмоциональной сдержанности. Это была реакция на необузданную эмоциональность и отсутствие романтики..

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский был российским композитором, известным как один из ведущих представителей неоклассической музыки вместе с Полом Хиндемитом. Кроме того, он известен своими тремя знаменитыми неоклассическими композициями: «Жар-птица», «Патрушка» и «Весна священная.

Эти новаторские композиции, также известные как «балеты», заново изобрели жанр классики и стилей барокко. Прежде чем принять неоклассический стиль, он создал несколько классических композиций, особенно Моцарта и Баха, но с гораздо более простыми комбинациями..

Хотя он начал новое движение без официального объявления, его работа «Вырезать октет» считается началом неоклассицизма в его композициях. По иронии судьбы, именно Стравинский объявил о смерти неоклассической музыки, назвав ее «отсталым стилем..

Жар-птица

Жар-птица. Это балет русского композитора Игоря Стравинского, впервые исполненный в Париже 25 июня 1910 года. Это произведение стало первым международным успехом в карьере композитора, являясь новаторским и необычным произведением..

Балет основан на русской легенде о жар-птице, могущественной волшебной птице, перья которой несут красоту и защиту Земле.

Хотя народное происхождение этой истории вдохновило Стравинского на заимствование некоторых популярных мелодий в своей партитуре, остальная часть балета была создана им самим..

Когда Стравинский закончил свое шоу, самые известные танцоры Парижа начали готовить хореографию для представления..

Танцовщик, сыгравший жар-птицу, отказался от этой роли, потому что ненавидел музыку Стравинского. Я никогда не мог себе представить, что эта работа будет иметь оглушительный успех.

Знамениые картины в стиле неоклассицизма

Антон Рафаэль Менгс и его картина Иоанн Креститель в пустыне

Антон Рафаэль Менгс и его картина Иоанн Креститель в пустыне
Жан Огюст Доминик Энгр и его картина «Великая одалиска»

Жан Огюст Доминик Энгр и его живопись
Анн-Луи Жироде-Триозон и ее работа «Потоп»

Анн-Луи Жироде-Триозон и ее работы

Развитие в России

Отличительной чертой развития стиля в России было отсутствие конкретных теоретиков, основоположников направления. Также не было ассоциаций и сообществ, которые совместно разрабатывали и распространяли этот стиль. Несмотря на отсутствие вышесказанного, неоклассицизм стал заметным явлением в изобразительном искусстве.

Цели русского неоклассицизма:

  • Возродить забытые идеалы красоты и совершенства в живописи.
  • Обращение к хаосу, который художники-авангардисты привнесли в искусство.
  • Возрождение канонических представлений о построении композиции картины.
  • Реалистичная визуализация изображений. неоклассицизм, стили живописи

Русские художники, как и их единомышленники в Европе, руководствовались образцами античного искусства. Неоклассицизм в начале 20 века не был распространенным стилем — это связано с историческими событиями в стране. Политическое и культурное развитие способствовало возникновению тяготения к индивидуализму, поэтому многие художники работали в авангардных стилях живописи. Не многие обращали внимание на древность и эпоху Возрождения. В своем творчестве русские неоклассики отчасти руководствовались существовавшим в России реализмом в виде странствующего искусства. Наиболее яркие картины: «Полк на позиции» (не завершена), «Портрет жены» В. Шухаева, «Скрипач» А. Яковлева.

Интерьер

Для оформления интерьера в стиле неоклассицизма характерны пастельные тона: бежевый, коричневый, золотой, синий.

Стены были отделаны тканями в стиле греко-римской драпировки или оклеены обоями с классическим рисунком.

Эпоха неоклассицизма
Для расширения пространства использовались зеркальные витражи, украшенные цветочными гирляндами. Шторы выполнены из плотных шелковых тканей с драпировками и рюшами. Важные детали — полукруглый ламбрекен и резные рамы. Обстановка комнат элегантная, благородная, без излишеств; преобладают древние формы рельефа.

Пол — настоящее произведение искусства. В основном это паркет из редких пород дерева (дуб, палисандр, красное дерево). На потолке — лепнина, превращающая комнату в холл дворца.

В отличие от «старого» классицизма, декор более изящный, в мягких тонах, гармонирующий с общим декором помещения. Мало мебели, чтобы не перегружать общее пространство. Кресла, диваны, мини-столики, шкафы с элементами из керамогранита, цилиндры для бюро и секретари удобны и функциональны.

Для отделки мелких деталей (ручки, замки, скульптуры) используется бронза; он гармонирует с позолоченными рамами картин и зеркал. Камины и большие скульптуры выполнены из мрамора. Комфорт дополняют торшеры с абажурами из дорогих тканей и хрустальные люстры.

Такой интерьер актуален и в наше время, особенно в старинных постройках с высокими потолками и просторными комнатами, а также в особняках.

Современный неоклассицизм

Ключевые идеи

  1. Неоклассическая школа живописи придает большое значение исторической достоверности костюмов и сюжета. В передаче образа костюма художники руководствовались стандартами Древнего Рима и Греции.
  2. Неоклассицизм основан на жесткой линейной конструкции в представлении персонажей или предметов.
  3. Основные темы сюжетов — античность, мифы, подвиги героев Древней Греции и Рима.
  4. Для картин характерно использование естественных цветов и оттенков.
  5. Динамичные сюжетные линии, полные драматизма.
  6. Неоклассицизм стал способом распространения эпоса о стране, из которой родился художник.
  7. Идеальность образов: люди и предметы, изображенные на полотне, не имеют изъянов и недостатков.
  8. Идеологическая природа неоклассицизма как обращения в искусстве.
  9. Формализация живописи.
  10. Художники пытались очистить образы в живописи от исторического содержания — образы существуют изолированно от действительности времени. неоклаицизм, стили живописи

В 1904 году неоклассики создали Новое общество художников, в которое вошли Д. Кардовский, В. Щуко, К. Богаевский, А. Гауш, Б. Кустодиев, И. Фомин. Картины художников отличаются строгой пластикой, каноничностью и реалистичностью образов.

Представителями менеджмента также являются: З. Серебрякова, А. Яковлев в России, М. Дени, П. Пюви де Шаванн во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии.

Возникновение неоклассицизма вызвало волну реакции мастеров футуризма, кубизма и других направлений авангардного искусства начала 20 века. Многие связывали этот стиль с фашистским режимом: арсенал изобразительных средств стиля был призван поднять образ идеального человека, отвечающего доктрине фашизма. живопись, неоклассицизм

История кубизма в живописи

 

Оцените статью
Как нарисовать