- Основатель
- Назначение минимализма
- Художники
- Сол Левитт, «Расписанные стены»
- Идеи и цели
- Эльсуорт Келли, «Красный, желтый, синий II» (1953)
- Долой субъективизм
- Минимализм сегодня
- Ева Гессе, «Безымянная работа (Куски Веревок)» (1970)
- Представители
- История создания
- Роберт Моррис, «Без Названия» (зеркальные кубы) (1965/71)
- Дэн Флейвин, «Без Названия (в честь Гарольда Иохима) 3» (1977)
- Агнес Мартин, «Спиной к миру» (1997)
- Эволюция течения
- Развитие
- Нео-минимализм
- Пост-минимализм
- Джуди Чикаго, «Радужный пикет» (1965)
Основатель
Термин «минимализм» принадлежит Р. Вальхейму. Автор концепции исходил из анализа творчества художников, которые пытались минимизировать вмешательство художника в окружающую среду. Минимализм назывался «крутым искусством», «серийным искусством», «систематической живописью».
Истоки этой тенденции можно найти в поп-арте, конструктивизме, американском формализме, супрематизме, дадаизме. Одним из основоположников стиля, с работ которого начался период минимализма в изобразительном искусстве, является американский художник Ф. Стелла. В 1959 — 1960 создал серию работ «Черные картинки». На полотнах преобладали черные линии. Первые работы, которые можно назвать чисто минималистскими, появляются в 1962–1964 годах.
На формирование стиля повлияли работы художника-превосходителя Казимира Малевича. Исследователи стиля обнаружили общие тенденции в развитии минимализма и школы Баухаус.
Назначение минимализма
Значение этого направления в искусстве заключается в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полном отказе от всяческих излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от старых правил в пользу новых идей передачи цвета, а также используют изображения геометрических фигур.
Художники
Сегодня есть много творцов, которые создают удивительные вещи. Как и в любом искусстве, есть такие, чьи имена известны во всем мире.
Фрэнк Стелла — один из первых художников жанра. Уже в 1959 году он начал создавать серию под названием «Черные картинки». Как следует из названия, на полотнах преобладали темные линии. Для создания таких картин Франк черпал вдохновение в творчестве Казимира Малевича. Его черные квадраты и другие геометрические формы (в том числе красный круг) вдохновили многих художников на создание таких шедевров.
В период расцвета минимализма многие художники стали изображать выпуклые части на холсте, тем самым усилив идею.
Карл Андре не был исключением. Его работы по-своему уникальны. Он одним из первых решил создавать картины посредством инсталляций. Андре использовал все, что находил в окрестностях Массачусетса. Так, одна из работ выполнена с использованием промышленных материалов в трехмерной зоне с использованием отрицательного пространства. Андре пытался положить в основу своей работы геометрические объекты: квадраты, линии, углы, диаграммы и тому подобное. До сих пор, когда вы созерцаете творение этого великого минималиста, у вас возникает ощущение, что границы физического присутствия размыты.
Также заслуживают внимания такие великие художники, как Дэн Флавин, Дональд Джадд, Роберт Моррис и Тони Смит.
Сол Левитт, «Расписанные стены»
Сол Левитт нарисовал 1350 стен за 40 лет своей карьеры, 3500 из которых — инсталляции на 1200 объектах. Дизайн был совершенно разным: от прямых полос, нанесенных черным сланцем, до разноцветных волнистых линий, однотонных геометрических форм и светлых пространств, нарисованных акрилом. Автор отверг традиционную важность руки создателя, позволяя ему помогать другим в создании своих произведений искусства. Его настенные росписи принимали формы занимаемых ими пространств, поэтому они были предметом исследований в области архитектуры и искусства.
Левитт умер в 2007 году, но его работы живут, потому что в них коренится дух художника. В настоящее время есть несколько художников, которые отказываются воссоздавать его настенные росписи, тем самым позволяя им украшать стены по всему миру.
Идеи и цели
Минималисты отошли от абстракционизма, экспрессионизма и других направлений живописи.
- Отказ от использования приемов других стилей привел к формированию основных черт направления — выразительности цвета, геометрии, плавности.
- Возрождение активного интереса к русскому конструктивизму. Конструктивистский подход привел к использованию модульных конструкций и промышленных материалов для реализации видения художника.
- Картины в стиле минимализм отличаются повторением геометрических форм, асимметричностью изображений, простотой и незагрязненностью пространства. Минималисты пытались устранить различие между живописью и скульптурой.
- Монохромный — для многих работ используется не более 3-х оттенков. Цвет не использовался для выражения чувств или настроения, он существует для зонирования пространства на холсте.
- Отказ от реализма и субъективизма.
- Самые популярные цвета — черный, желтый, серый, красный, зеленый, синий.
Художники-минималисты хотели позволить зрителю непосредственно воспринимать цвет без интерпретации и субъективного мнения самого художника. Минимализм стремился демистифицировать искусство, раскрыть его фундаментальные основы.
Эльсуорт Келли, «Красный, желтый, синий II» (1953)
Служба во время Второй мировой войны оказала явное влияние на Эллсуорта Келли. В каком-то смысле это использовалось как наблюдение за природой и архитектурой, а затем применялось на практике. Тщательное изучение автором абстракции и ее применение в своих работах позволило развить минимализм. Серия картин «Красный, желтый, синий» повлияла на манеру живописи. Он был создан, как только Келли открыла безграничные возможности монохроматического цветового спектра, случайности и многопанельной композиции.
Красный, Желтый, Синий II состоит из семи панелей. Центральная черная панель является одновременно разделительной панелью и тремя панелями с каждой стороны. Синие вставки на концах подчеркивают композицию Келли. Именно это произведение считается одним из лучших его произведений, а также величайшим произведением во время его пребывания в Париже.
Долой субъективизм
В творчестве минималистов на первый план выходят:
- Сложная форма: с помощью формы художники стремятся передать глубину цвета.
- Сюжеты полотен лишены субъективности, они полны метафор, ассоциаций, символизма, духовной трансцендентности.
- Эмоции переданы нестандартно, через геометрическую строгость линий и форм.
- Скрытый подтекст, социальная составляющая.
Минимализм сегодня
В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и многое другое. Кроме того, минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка программных интерфейсов). Довольно часто мы видим результаты влияния минимализма при разработке технических решений, например, в автомобильной промышленности, в бытовом и инженерном оборудовании.
В своих росписях наша студия иногда также использует принципы минимализма.
Ева Гессе, «Безымянная работа (Куски Веревок)» (1970)
Ева Гессе родилась в Германии. Теперь мы знаем ее как американского скульптора-новатора в работе с латексом, стекловолокном и пластиком. Он положил начало развитию постминимализма в 60-х годах ХХ века. Автор гораздо больше изучил свойства материалов, которые проще использовать в иллюстрациях.
«Безымянное произведение (Кусочки веревки)» было создано в 1970 году, когда Гессен уже был на грани смерти, и было выполнено с помощью его товарищей. Выставка сделана из латекса, натянутого на веревку, леску и металлическую проволоку и подвешена к потолку. Смоделируйте запутанный узор в космосе. Гессе отошла от традиционной чистоты минимализма, но ее способы подачи материала воспринимаются внутри жанра.
Представители
Работы в стиле минимализма представлены в лучших галереях современного искусства Америки. Термин минимализм обычно применяется к творчеству художников-постмодернистов: Карла Андре, Дэна Флавина, Дональда Джадда, Эллсуорта Келли, Сол Левитта, Роберта Морриса, Кеннета Нолана, Ричарда Серра, Тони Смита и Энн Труитт.
Основные коллекции минималистичных произведений искусства представлены в следующих музеях:
- The Chinati Foundation (Техас, США);
- Музей современного искусства Форт-Уэрта (Техас, США);
- Художественный музей Монклера (Нью-Джерси, США);
- Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США);
- Музей современного искусства (Нью-Йорк, США);
- Музей Боймана ван Бёнингена (Роттердам, Нидерланды);
- Музей Гуггенхайма в Бильбао (Бильбао, Испания);
- Пинакотека современности (Мюнхен, Германия).
История создания
Прежде чем понять особенность этого направления, необходимо проследить, откуда оно взялось. Большинство художников-теоретиков склонны считать, что Казимир Малевич, а также Марсель Дюшан заложили основу этого направления в своих книгах. Впоследствии в творчестве Фрэнка Стеллы была проведена четкая грань между кубизмом и минимализмом. После этих мастеров появилась волна новых художников.
Картины в стиле минимализма, как правило, представляют точные формы и символы предмета. Но в то же время художники не тратят много времени на создание деталей. Цвета могут иметь жесткие переходы, а палитра состоит всего из 2 оттенков. Холодный баланс белого добавляет изображению загадочности.
Зная историю зарождения направления, неудивительно, что картины в стиле минимализм подвергались резкой критике со стороны арт-критиков и зрителей. Несмотря на это, ток развивается и пользуется большим спросом.
Роберт Моррис, «Без Названия» (зеркальные кубы) (1965/71)
«Без названия (Зеркальные кубики)» Роберта Морриса раскрывает его не только как создателя жанра минимализма, но и как концептуального. Автору попадались большие серые коробки из фанеры, которые использовались как украшения еще во время выступления с балетной труппой. В своей работе он покрыл эти коробки зеркалами, тем самым изменив способ восприятия, добавив новые визуальные свойства простым серым кубам. Композиция направлена на непосредственное взаимодействие зрителя с объектом: гуляя среди зеркальных кубов, зрители невольно сталкиваются сами с собой и остаются как бы наедине со своими мыслями, но наедине со всеми. Акт восхищения произведением искусства внезапно прерывается актом поиска. Именно на этой основе происходит «вторжение» в галерейное пространство. Человек начинает ощущать присутствие искусства за пределами видимого.
Дэн Флейвин, «Без Названия (в честь Гарольда Иохима) 3» (1977)
«Без названия (после Гарольда Иоахима) 3» — одна из многих работ Дэна Флавина. Он состоит из светодиодных ламп и металлических зажимов. Автор изучает возможности люминесцентного света в течение трех десятилетий, выполняя свою работу только с коммерчески доступными материалами. Отказавшись от концепций абстрактного экспрессионизма, Флавин начал использовать это оборудование, а затем представил его миру высокого искусства. На первый взгляд работа кажется максимально простой, но если присмотреться, то можно увидеть глубокую отточенность работы.
Работы Флавина имеют тенденцию выходить за рамки того пространства, в котором они находятся, благодаря игре света и разнообразию цветовых палитр. Объекты позволяют зрителю погрузиться в теплый свет светодиодов, создавая особую атмосферу.
Агнес Мартин, «Спиной к миру» (1997)
Агнес Мартин писала картины, которые ни в коей мере не изображали предметы, но их названия подчеркивали сильную привлекательность природы. Работу Мартина узнавали по сетке, сочетающей минимализм и цветовую гамму. Сетка использовалась как организация пространства холста. Он помог создать бесконечное множество расслабляющих работ в тонких цветовых сочетаниях.
Находясь под сильным влиянием дзен-буддизма и даосизма, Мартин была очень оторвана от мира большую часть своей жизни, даже живя в Нью-Мексико. В 40 лет ей поставили диагноз шизофрения. «Назад в мир» писали на девятом десятилетии своего существования. В то время он находился в доме престарелых. Полосы синего, персикового и желтого цветов по-прежнему подчеркивали исключительность искусства в мире, полном коррупции, поэтому он уменьшил размер своих полотен, чтобы с ними было меньше проблем.
Эволюция течения
Постепенно развивались такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Первый отличается неточностью, расплывчатостью, а представители второго отличает стремление не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.
Развитие
В конце 20 века минимализм развивался в новых направлениях:
Нео-минимализм
Неточный и расплывчатый художественный стиль конца 20 — начала 21 века, представленный в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне и музыке. В отношении стиля используются понятия «неоконцептуализм», «неофутуризм», «новая абстракция», «постабстракция», «интеллектуальное искусство». Представители: Катарина Берджесс, Мэриан Эджермонд, Пол Кун, Кристофер Уиллард.
Пост-минимализм
Движение, которое стремится выйти за рамки чистого минимализма в архитектуре и изобразительном искусстве. Для минимализма 1960-х годов было важно передать идею в чистом виде, пост-минималисты, как правило, сосредотачиваются на том, как эта идея передается. Представители: Чарльз Рэй, Джоэл Шапиро, Аниша Капур, Дамиан Ортега.
Джуди Чикаго, «Радужный пикет» (1965)
Rainbow Picket — это инсталляция размером с комнату. Он состоит из шести трапеций, разных по цвету и длине. Помимо первой персональной выставки в галерее Рольфа Нельсона в Лос-Анджелесе (январь 1966 г.), эта работа экспонировалась на знаменательной выставке «Основные конструкции» в Еврейском музее. Клемент Гринберг, известный критик, назвал эту работу лучшей в этой области. В 2004 году «Радужный пикет» был перестроен, и впоследствии объект стал визитной карточкой LAMOCA «Минималистичное будущее? Искусство как объект (1958-1968)».
Создавая такие работы, в которых проверяются возможности цвета с помощью ее самодельных пространственных узоров и узоров, Джуди Чикаго известна как новатор в жанре минимализма.