- Мифологические образы в картинах художника Алексея Головина
- Виктор Васнецов
- «Персей» Федоса Щедрина
- Джорджоне
- Сандро Боттичелли
- «Актеон» Ивана Мартоса
- Андреа Мантенья
- «Марсий» Федоса Щедрина
- Зарождение
- «Прометей» Федора Гордеева
- Особенности мифологического жанра
- «Похищение Прозерпины Плутоном» Василия Демут-Малиновского
Мифологические образы в картинах художника Алексея Головина
Рождение Венеры
Венера (греч. Афродита) — на Западе ее еще называют Фосфор или Люцифер (светоносец). В Древнем Риме Венера означала что-то вроде очарования любви и чувственного желания. Богиня царствовала весной (праздник Венералии 1 апреля).
В древнегреческом мифе он родился из морской пены на побережье острова Кипр (название Афродита происходит от слова «афрос», пена), а его металл — медь («кипрский»). Его прозвище Анадиомена означает «поднимается с моря».
Культ богини любви с эротическими ритуалами имеет догреческое происхождение и, согласно Платону, различался между земными (Афродита Пандемос) и небесными (Афродита Урания) символическими образами любви. Она также была хранительницей плодородия (Венера Генетрикс, Венера Генетрикс в Риме).
Возвращение Улисса
Улисс (греч.) — от «сердиться», Улисс (римлянин) — царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, внук Автолико, правнук Гермеса по материнской линии. (Согласно некоторым версиям мифа, Улисс считается сыном знаменитого обманщика Сизифа, соблазнившего Антиклею до женитьбы на Лаэрте.) При любых обстоятельствах Улисс является образцом практического ума, красноречия, дальновидности и хитрости.
Антигона
Антигона, дочь царя Фив Эдипа и Иокасты, которая оказалась его неизвестной матерью, была сестрой Этеокла, Полиники и Исмены.
Антигона олицетворяет идеал любви к своим родителям и благородную самоотдачу в выполнении своего долга по отношению к брату, преданность, которая привела ее к трагической смерти.
Именно так он предстает в двух трагедиях Софокла: «Эдип в Колонку» и «Антигона», которые увековечивают его имя.
Пенелопа
Пенелопа — жена Улисса, дочь Икария, Улисс женился на Пенелопе благодаря посредничеству своего дяди Тиндаро в награду за мудрые советы по поводу замужества Елены (вариант: за победу в гонке в гонке).
Весталка
Весталка — в Древнем Риме жрица богини Весты, давшая обет целомудрия.
Юпитер и Антиопа
Юпитер (лат. Iuppiter) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, царь богов, верховное божество римлян. Невеста богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Богу Юпитеру поклонялись на высотах, вершинах гор в виде камня.
Антиопа — в греческой мифологии: 1. Дочь царя Никтея; задумана Зевсом, который явился ей в образе сатира (картины Тициана, Скьявоне, Тинторетто, Ватто) и сбежал от гнева отца в Сикионе в Эпосе, за которого она вышла замуж. Лик, брат Никтеуса, убил Эпика и привел Антиону домой.
Около Киферона Антииона родила близнецов Амфиона и Зету, которых она посадила. В Фивах Антиона стала рабыней Дирки, жены Лика, которая плохо с ней обращалась. Антииону удалось бежать и встретить своих повзрослевших детей. Они жестоко наказали Дирку. 2.
Царица амазонок Антиопа (по другому мифу — Ипполит) стала женой Тесея.
Похищение Европы
Одна из легенд древних греков повествует о том, что некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную принцессу Европу. Она была дочерью царя Агенора, уроженца Египта, сына Ливии и Посейдона. Он переехал в землю Ханаан и жил в городе Тир.
Европа любила гулять с друзьями у моря (Средиземного моря). Там ее увидел Зевс. Он превратился в красивого белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила на нем прокатиться. Но как только он сел на широкую спину, бык вошел в море и поплыл.
Сам повелитель морей Посейдон сопровождал их вперед.
Зевс с Европой добрался до острова Крит. (Здесь он однажды был спрятан матерью Реи, женой Кроноса, которая пожирала своих детей, опасаясь, что они восстанут и свергнут его.) У них было трое детей: Минос, Радамант и Сарпедон. Первым стал правитель Крита, где сакрально почитали быка.
Персей
Персей — герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Даная, дочь царя Аргоса Акрисия.
Победительница чудовища-горгоны Медузы, спасительница принцессы Андромеды.
Виктор Васнецов
Создатель полотен, на которых оживают всеми любимые сказки, представляет в своих произведениях мифологический жанр в живописи. Недаром его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены любимые и знакомые с детства герои произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на холсте то, что он себе представляет. Но произведения Васнецова настолько трогают душевные струны человека, что находят ответ в каждом сердце.
Возможно, потому, что любил и умел передать в своих произведениях многогранность русской природы. Всеми любимые березы не могут не трогать своей безмолвной грустью. Все, что человек видит на картинах Васнецова, ему знакомо. Сказочные персонажи тоже узнаваемы, даже если раньше их нигде не видели. Работы мастера не просто изображают, они учат, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и героическая сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это «Снегурочка», «Аленушка», «Герои», «Иван-царевич и Серый волк», «Кощей Бессмертный».
«Персей» Федоса Щедрина
В том же 1800 году появилась еще одна статуя «Великого водопада» — «Персей» Федоса Щедрина. В 18 веке миф о Персее олицетворял победу Петра I в Северной войне, поэтому скульптор подарил Медузе Горгоне портрет, напоминающий шведского короля Карла XII.
Мифологическая основа
Король Полидект рассердился на Персея за то, что тот не позволил ему жениться на его матери Данае, и отправил юношу за головой Горгоны Медузы на край Земли. Горгона была ужасным чудовищем, которого нельзя было пронзить никаким мечом, имеющимся в распоряжении простого смертного. И его взгляд сразу всех ошеломил. Боги решили помочь Персею: Гермес подарил ему чудесный меч, а богиня Афина дала ему щит. Нимфы также помогли Персею: они подарили юноше крылатые сандалии, шлем-невидимку и сумку, которая могла вместить размер того, что они туда положили. Когда Персей достиг края земли, он увидел трех спящих горгон. Только один из них был смертным — что Гермес предположил Персею. Персей одолел ее, но от шума проснулись другие горгоны, но никого не увидели — Персей надел невидимый шлем и улетел с помощью своих крылатых сандалий.
Джорджоне
Мастер написал несколько мифологических картин. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и умер. До сих пор ведутся споры о том, кто закончил картину. Известна также «Джудитта». Картина основана на библейском сюжете. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, доброй и полной собственного достоинства. Ногой он топчет Олоферна по голове. Это отрицательный персонаж, но его внешний вид не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательные персонажи изображались некрасивыми.
Сандро Боттичелли
Этот художник был первым, кто использовал мифологический жанр для создания произведений искусства. До него текстуры этой темы использовались для декоративных украшений. Частные клиенты размещали заказ, часто придумывая, что изображать и что это значит. Поэтому они были понятны только тем, кто купил такие работы. Интересно, что свои картины мастер писал так, чтобы они сочетались с любой мебелью и бытом. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдывается тем, что вместе с сюжетом, для которого они были написаны, все выглядело достаточно гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Боттичелли также использовал мифологический жанр для написания алтарей. Известными произведениями такого рода являются «Благовещение» Честелло, «Мадонна с младенцем» и «Иоанн Креститель.
«Актеон» Ивана Мартоса
Позолоченная бронзовая статуя Актеона была создана Иваном Мартосом в 1800 году для фонтана Большого каскада в Петергофе. Вторая бронзовая копия этой скульптуры была позже отлита для Павловского парка.
Мифологическая основа
Страстный охотник Актеон однажды встретил богиню Артемиду, купаясь обнаженной в реке. Он был первым и единственным смертным, увидевшим ее, и богиня так разозлилась, что превратила юношу в оленя. Собаки Актеона не узнали хозяина и разорвали его на куски.
Андреа Мантенья
Известность художнику принес мифологический жанр в изобразительном искусстве. В частности, в этом направлении написана его картина «Парнас». Только такой знаток старины, как Мантенья, мог создать полотно, столь полное тонких аллегорий, некоторые из которых еще не решены. Главный сюжет картины — любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник разместил в центре. Это прелюбодеяние, поэтому Мантенья сочла необходимым отразить негодование ее обманутого мужа — Гефеста. Он вышел из своей комнаты и стоит у входа в кузницу, наложив проклятия в сторону влюбленных. На изображении также присутствуют два божества, Аполлон и Меркурий, которые способствуют сближению Марса и Венеры. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые своим пением способны вызвать извержение вулкана. Но справа от центра изображения — Пегас. Эта крылатая лошадь, согласно легенде, сумела остановить извержение, ударив копытом.
«Марсий» Федоса Щедрина
В Государственном Русском музее хранится одна из самых ранних работ Федоса Щедрина — статуя Марсия, которую он создал во время учебы в Парижской Академии художеств. Эта работа была высоко оценена академиками, за что он наградил тогда еще молодого скульптора Второй золотой медалью.
Мифологическая основа:
Сатир Марсий, давно познавший искусство игры на флейте, однажды осмелился бросить вызов самому Аполлону. Судьи были муз, которые первыми присудили победу Марсию, но после того, как Аполлон начал петь и играть на цитре, они признали Бога победителем. Разгневанный на дерзкого Марсия, Аполлон приказал повесить его на высокой сосне и сатир содрать шкуру.
Зарождение
Мифологический жанр в искусстве появился, когда люди перестали верить в то, что говорили им предки. Произведения на тему прошлых событий превратились в простые рассказы, в которых действительно ставится под сомнение существование их героев. Именно тогда художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на полотнах участников древних событий такими, какими они их представляли. Особый расцвет мифологического жанра в изобразительном искусстве пришелся на эпоху Возрождения. Кроме того, в каждом столетии разные легенды становились объектами творчества, поскольку недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр взял на себя изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в XVII веке в картинах появляются сцены, наполненные особой значимостью, затрагивающие эстетические и нравственные вопросы, близкие к реальности жизни. А уже в 19-20 веках сфера деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стала особенно широкой. Основой изображения служат кельтские, германские, индийские и даже славянские мифы.
«Прометей» Федора Гордеева
В экспозиции Русского государственного музея представлен «Прометей» — первая работа скульптора Федора Гордеева, которую он создал во время учебы в Париже в 1769 году.
Мифологическая основа
Миф о Прометее — один из самых известных: титан украл огонь из кузницы бога Гефеста и передал его людям. Это вызвало гнев Зевса, который приказал приковать Прометея к скале. Каждый день к нему прилетал орел и клевал его печень, которая росла за ночь. Мучения Прометея были прерваны Гераклом, который убил орла, освободил Прометея и примирил его с Зевсом.
Особенности мифологического жанра
Геракл, Медея и Персей, Пандора и Сирена — эти и многие другие мифические герои знакомы зрителям и любителям детского книжного искусства. Благодаря этим знаниям сюжеты на полотнах художников завораживают всех. Если зритель знаком с сюжетом и персонажами картины, картина ему интереснее.
Для картин с мифическим сюжетом эпохи Возрождения характерна техника, основанная на игре света и тени, с мягким фоном и светлыми мазками главных героев. Этот прием позволяет выделить главных героев на переднем плане.
В конце 19 века художники смягчили цвета, и на полотнах стали появляться светлые, теплые тона. Картины стали производить лучшее впечатление. В одних стало просачиваться детство, в других — эротика, в других — аллегория.
Для создания образов главных героев художникам приходилось изучать античную литературу, проводить сравнения с героями книги мифов и одновременно искать характерные черты персонажей.
Но не все художники работали во имя своих увлечений. Многие написали свои картины на заказ. В них нужно было совместить черты героев и обычных людей и воплотить желание зрителя увидеть сказку наяву.
Для полотен мифологического жанра характерны:
- реалистичные изображения;
- яркие детали и внимание к ним;
- разнообразие образов и богатство сюжета;
- динамичность сюжета;
- трехмерное изображение.
«Похищение Прозерпины Плутоном» Василия Демут-Малиновского
Симметрично «Гераклу, душащему Антея» у входа в Горный институт установлена статуя «Похищение Прозерпины Плутоном» работы Василия Демут-Малиновского. Он также был вырезан из камня Пудоста в мастерской Самсона Суханова в 1809-1811 годах.
Мифологическая основа
Древний миф рассказывает о Прозерпине, дочери богини плодородия Цереры и бога грома Юпитера. Девушке предстояло стать женой бога подземного мира Плутона, и когда она увидела прекрасную Прозерпину, идущую по цветущей долине, он решил ее похитить. По его просьбе богиня Теллус создала прекрасный цветок, и когда Прозерпина попыталась сорвать его, земля раскрылась, и красота попала в царство Плутона. Отчаявшаяся Церера искала ее повсюду, и когда она узнала о судьбе Прозерпины от бога солнца Гелиоса, она покинула Олимп в боли и отчаянии и стала простым смертным. Без богини плодородия на земле случилась засуха и неурожай. Юпитер был вынужден попросить Плутон подарить его мать Прозерпину, чтобы он мог вернуться на Олимп. Он согласился, но подарил девушке семена граната, символ семейных уз. С тех пор Прозерпина живет со своей матерью две трети года и проводит треть в преступном мире.