Картины эпохи романтизма: немецкая и русская живопись

Романтизм в искусстве

Стиль искусства под названием «Романтизм» охватывает около 60 лет с конца 18 века до середины 19 века. Он пришел на смену эпохе Просвещения и классицизма в культуре.

За более чем полувековую историю человечества произошло много событий. Это Французская революция, завоевание Наполеона и свержение императора, образование Германии и ряд революционных действий в Европе.

Наука и промышленность тоже не стояли на месте: тогда появились пароход, паровоз, телеграф и фотография. Начинается промышленная революция. Все эти события отражены в картине.

Время Просвещения выдвинуло человеческий разум на первый план. Романтизм утвердил культ человеческих чувств, их естественных проявлений. На первый план выходит природа и единство человека с ней. Мастера романтизма обратились к образу «благородного дикаря». Он вооружен «народной мудростью», и его чувства и мысли не омрачены цивилизацией.

Человек для художников-романтиков — это целая вселенная, микрокосм с богатым внутренним миром и индивидуальностью каждого. Во главу угла романтизма стоит жизнь души, внимание к индивидуальности человеческого характера. На первый план выходят качества, отличающие одного человека от другого, возможно, даже противоположные одиночеству романтического человека.

Романтизм зародился в Германии. Его предшественником стала сентиментальность в литературе и искусстве. Среди представителей этого направления выделяются многие французские художники: Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Испанец Франсиско Гойя, англичанин Уильям Тернер также являются представителями романтизма.

Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»

Герой эпохи романтики отправляется в вечное путешествие. Его жизненный путь похож на лабиринт. Он ходит в поисках истины и только в конце пути достигает высшей цели и завоевывает внутреннюю свободу.

Выставка разделена на разделы, каждый со своим названием. Каждый из представленных разделов представляет собой отдельный этап в достижении внутренней свободы. Он отражает нелинейность и непредсказуемость человеческой жизни. Разделы-этапы не имеют четких границ, они перетекают друг в друга. Посмотреть выставку можно из любой ее части. В каждом разделе есть свои художественные приемы.

Романтизм. Личные приоритеты

Я покажу вам некоторые работы, которые мне понравились больше других.
«Вид Дрездена» Фабера открывался из мансардного окна любимого загородного ресторана города. Основная тема картины — вид из открытого окна. В романтизме этот образ означал раскрытие человеческой души, которая хочет освободиться из плена.

Картину «Переход у замка Шрекенштейн» Людвиг Рихтер описал следующим образом:

«Я был поражен красотой этих мест, и когда одним прекрасным утром я плыл на лодке в сторону Эльбы возле Зебузайна, окружающая среда напомнила мне итальянские пейзажи. Тогда впервые мне пришла в голову мысль: почему ты продолжаешь искать вдалеке то, что может быть рядом с тобой?»

Так родилась эта чудесная история.

Среди всех портретов я выбрал изображение принцессы Баварии Амалии Августы. Дж. К. Стилер, придворный художник короля Баварии Максимилиана I, написал портрет дочери короля накануне ее свадьбы с принцем Саксонским Иоанном. С портрета они смотрят в яркие умные глаза принцессы. Это та самая королева Саксонии, которую позже признали виновной в преследовании протестантов.

К разделам выставки «Свобода», «Внутренний мир», «Алексей Венецианов» иллюстраций не делал. Выставочные работы Алексея Венецианова представлены на постоянной экспозиции в Государственной Третьяковской галерее и хорошо известны. Мое оправдание в том, что я не собирался делать подробный обзор выставки.

Не только Романтизм

Выставка — временная концепция. Но в Москве основные выставки Государственной Третьяковской галереи постоянно открываются в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу. В статье «Экскурсия по Третьяковской галерее» мы дали несколько советов по маршруту экскурсии и особенностям музея.
Работы Каспара Давида Фридриха можно увидеть в Государственном Эрмитаже и ГМИИ.

В разных странах

Немецкий романтизм 19 века (1800 — 1850)

В Германии молодые поколения художников отреагировали на перемены времени процессом самоанализа: они ушли в мир эмоций, их вдохновили сентиментальные устремления к идеалам прошлого, в первую очередь к средневековой эпохе, которая видна сейчас как время, когда люди жили в гармонии с собой и с миром. В этом контексте картины Шинкеля, такие как Готический собор на воде, являются репрезентативными и характерными для того периода. стили живописи, романтика, художники, картины

В своем влечении к прошлому художники-романтики были очень близки к неоклассике, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистические догмы неоклассицизма. Такие задачи ставили художники-неоклассики: они заглянули в прошлое, чтобы оправдать свою иррациональность и эмоциональность, сохранили академические традиции искусства в передаче действительности.

Испанский романтизм 19 века (1810 — 1830)

Франсиско де Гойя был бесспорным лидером движения романтического искусства в Испании, в его картинах прослеживаются характерные черты: склонность к иррациональности, фантазии, эмоциональности. В 1789 году он стал официальным художником испанского королевского двора. романтика, стили живописи, картины, художники

В 1814 году в ознаменование восстания испанцев против французских войск на площади Пуэрта-дель-Соль в Мадриде и расстрела невооруженных испанцев, подозреваемых в пособничестве, Гойя 3 мая создал один из своих величайших шедевров. Известные произведения: «Бедствия войны», «Капричос», «Майя обнаженная».

Французский романтизм 19 века (1815 — 1850)

После наполеоновских войн Французская Республика вернулась к монархии. Это привело к огромному импульсу романтизма, который до сих пор сдерживался господством неоклассиков. Французские живописцы эпохи романтизма не ограничивались жанром пейзажа, они работали в жанре портретного искусства. Важнейшие представители стиля — Э. Делакруа и Т. Жерико. Эжен Делакруа _-_ La_liberté_guidant_le_peuple

Романтизм в Англии (1820 – 1850)

Теоретиком и крупнейшим представителем стиля был И. Фусли.
Джон Констебл принадлежал к традициям английского романтизма. Эта традиция заключалась в том, чтобы найти баланс между глубокой чувствительностью к природе и достижениями науки живописи и графики. Констебль отказался от догматического представления о природе, картины узнаваемы благодаря использованию цветных пятен для передачи реальности, что приближает творчество Констебля к искусству импрессионизма. стили живописи, романтика, живопись, художник

Картины Уильяма Тернера, одного из величайших английских художников-романтиков, отражают стремление наблюдать природу как один из элементов творчества. Настроение его картин создается не только тем, что он изображает, но и тем, как художник передал цвет и перспективу.

Немецкий романтизм в живописи

На территории Германии стиль проявлялся раньше, художники пытались идеализировать прошлое — период средневековья. Часто работы были созерцательными и пассивными, придерживались романтизма, специализировались на пейзажах и портретах. Среди прочего выделялся Отто Рунге, его полотна объединяют напряжение внутренней жизни, сохраняя спокойствие во внешних проявлениях.

Рунге рисовал сцены диких животных, используя живые цвета, в то время как потусторонние существа часто изображались. Он активно изучал информацию о цветопередаче, писал трактаты на эту тему, делил спектр на части и смог добиться больших успехов в передаче цвета и света. В своих фантастических полотнах ему удалось добиться ощущения пространства и воздуха.

Полный романтизм в живописи XIX и XX веков нашел отражение в творчестве Каспара Давида Фридриха, специализирующегося на работах в стиле пейзажа. Главной темой своего творчества он выбрал горы на юге Германии. Талант художника позволил передать очарование места в сочетании с меланхолической прозрачностью морского побережья. Часто писал пейзажи при умеренном лунном свете.

Мифологическая тема была близка многим художникам, в частности, отмечается преобладание романтизма в живописи, в картинах (произведениях) Асмуса Якоба Карстенса. Он создавал рисунки, сопровождающие серию книг, рисовал королевские резиденции. Уже во время работы в Риме он активно писал в этом направлении, часто сочетая его с неоклассицизмом. Художнику удалось отразить скрытые чувства, драматизм.

Во многом направление романтизма в Германии, живопись местных художников способствовали дальнейшему распространению стиля, отражая скорее внутреннее восприятие, чем истинную суть вещей.

Ответвлением является жанр романтизма в живописи под названием бидермейер, он нашел отражение в камерных произведениях, обычно сценах из повседневной жизни. Стиль был типичен для немецкого романтизма в живописи, а для Австрии в рисунках предпочтение отдавалось идиллическим сценам. Стиль представляли Людвиг Рихтер, Г. Ф. Керстинг, Фердинанд Вальдмюллер и другие художники.

Английский романтизм в живописи

На территории Англии стиль также отлично укоренился, английский романтизм наиболее ярко проявляется в живописи по произведениям Иоганна Генриха Фюсли. Он отдавал предпочтение графике и живописи, в основе которых лежал романтика. Ему удалось совместить идеализацию образа в классической форме с фантастическими фактурами.

Художник показал человеческие страхи, в том числе боязнь злых духов, которые якобы душат людей, пока они спят. Хотя художник родился в Швейцарии, большую часть жизни он провел в Англии. Благодаря его видению романтизма в Англии живопись приобрела мистический характер. Фантастические видения и кошмары, характерные для миллионов людей, наблюдают за нами с полотен. Долгое время эта тема замалчивалась, и благодаря Фюсли они смогли обсудить ее публично. Он сочетал сказки, фольклор и галлюцинации.

Кроме того, сущность романтизма в европейской живописи раскрыл Уильям Тернер, прославившийся он благодаря передаче света и воздуха и отражению теней. Одна особенность — фантасмагория, в ней показаны ураганы, штормы, катастрофы. Постепенно темные тона исчезли из работ художника, и основное место в них отводилось освещению и воздуху. Он отражал движение, тени и особое освещение.

Известным представителем европейского романтизма в живописи был Уильям Блейк, на некоторые его работы повлияло глубокое изучение Библии, но искусство привлекало художника с детства. Он работал гуашью и акварелью, утверждая, что к нему приходят видения. Увидев удивительные вещи, он отразил их суть в своих произведениях, считая, что так работали все художники. Художнику удалось добиться успеха только в последние 10 лет своей жизни, когда он нашел единомышленников и начал выгодно продавать свои работы. В искусстве преобладают женские образы, боги, различные животные и нестандартные фактуры.

У Джона Констебля был стиль рельефного письма, он формировал текстуру толстыми мазками, часто избегая деталей. Он писал портреты, чтобы заработать себе на жизнь, и считал пейзажную живопись своим призванием, познавая красоту природы и законы цвета до того, как это направление стало популярным среди импрессионистов. Художник предпочитал рисовать английских красавиц, создавая множество эскизов для дальнейшей композиции. Часто зарисовки имели особую выразительность и энергию, но в конечном итоге не отражались в готовой работе.

Очень часто сеттинг окрашивался с мистическим уклоном. Хотя суть работы была передана в стиле романтизма, он стремился показать атмосферные эффекты, в том числе то, что ему удалось нарисовать повышение влажности воздуха, движение окружающей среды. Кстати, для этого использовались ломаные мазки, касания кистью светлой краской для придания эффекта мерцания.

Констебль проявлял ярость стихии, часто изображал радугу, красивые постройки, в том числе соборы. Он умел добавлять детали таким образом, чтобы получить особую игру оттенков, сформировать легкость и привлечь внимание к полотнам.

Романтизм в живописи Франции

Французские художники романтизма

Жан Огюст Доминик Энгр, Жак Луи Давид, Теодор Жерико, Оноре Домье

Романтизм в литературе

Романтизм выступал против Просвещения и словесно: язык романтических произведений, стремящихся быть естественными, «простыми», доступными для всех читателей, был чем-то противоположным классике с ее благородными, «возвышенными» характерными темами, например, примером классики трагедия.

Романтический герой — сложная и страстная личность, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть — это любовь во всех ее проявлениях, низкая страсть — это жадность, честолюбие, зависть. Для романтизма характерны интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающие страсти, к тайным движениям души.

У поздних романтиков Западной Европы пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриан, А. Мюссе, Ж. Байрон, А. Виньи, А. Ламартин, Дж. Гейне и др.) Свойственны настроения отчаяния, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство потеряно навсегда, миром правит зло, возрождается древний хаос. Тема «страшного мира», характерная для всей романтической литературы, наиболее ярко нашла свое воплощение в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. Хоффмана, Э. По и Н.Biancospino.

В то же время в основе романтики лежат идеи, бросающие вызов «ужасному миру», прежде всего идеи свободы. Заблуждение романтизма — это заблуждение на самом деле, но прогресс и цивилизация — лишь одна его сторона. Отказ от этой стороны, неверие в возможности цивилизации — это другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолютному. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь совершенства, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (A de Vigny).

Для некоторых романтиков в мире господствуют непонятные и загадочные силы, которым нужно подчиняться, а не пытаться изменить судьбу (поэты «школы озера», Шатобриан, В.А. Жуковский). Для других «зло мира» вызвало протест, потребовало мести и борьбы. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, С. Петефи, А. Мицкевич, бывший А. С. Пушкин). Их всех объединяет то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой отнюдь не сводится к решению повседневных проблем. Напротив, не отрицая повседневности, романтики пытались разгадать тайну человеческого существования, обращаясь к природе, доверяя своим религиозным и поэтическим чувствам.

Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу вошел один из любимых жанров западноевропейских романтиков — баллада. Благодаря переводам Жуковского российские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бургера, Саути, У. Скотта. «Переводчик прозы — раб, переводчик стихов — соперник» — эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.

После Жуковского к жанру баллад обратились многие поэты: А.С. Пушкин (Песня Вещего Олега, Утопленник), М.Ю. Лермонтова (Дирижабль, Русалка), А.К. Толстой (Василий Шибанов) и др.

В эпоху романтизма процветала не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д. Юм, И. Кант, Фихте, натурфилософия, сущность чего это та природа — одно из одеяний Бога, «живая одежда Бога»).

Романтизм — это культурное явление в Европе и Америке. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Бидермейер

Одна из ветвей романтизма в живописи — стиль бидермейер. Главная черта бидермейера — идеализм. В живописи преобладают бытовые сцены, в других жанрах картины имеют интимный характер. Картина пытается найти в мире маленького человека черты идиллического очарования. Эта тенденция уходит корнями, в частности, в немецкий национальный образ жизни, в основном буржуазный.


Книжный червь, ок. 1850 г., К. Шпицвег

Один из важнейших представителей бидермейерской живописи, Карл Шпицвег, рисовал эксцентричных филистимлян, как их называли в Германии, филистимлян, как и он сам.

Конечно, его герои ограничены, это маленькие провинциальные дети, которые поливают розы на балконе, почтальоны, повара, писцы. В картинах Шпицвега присутствует юмор; он смеется над своими персонажами, но без злобы.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось в моде, прикладном искусстве, графике, дизайне интерьеров, мебели. В прикладном искусстве более развита роспись по фарфору и стеклу. К 1900 году это слово даже стало обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер — это провинциальный стиль, хотя столичные художники также работали в этом стиле в Берлине и Вене. Бидермейер также вошел в Россию. Его влияние находится в творчестве русских мастеров А.Г. Венецианова и В.Тропинина. Выражение «русский бидермейер» существует, даже если оно звучит нелепо.


Спящий пастух, 1823-24, А.Г. Венецианов

Семейный портрет графов Морьковых, 1813 г., В.А. Тропинин

В России бидермейер — это время Пушкина. Мода на бидермейер — это мода пушкинских времен. Это мужской халат, жилет и цилиндр, трость, узкие брюки в полоску. Иногда — фрак. На женщинах были платья с узкой талией, широким вырезом, широкие юбки-колокола и шляпы. Все было просто, без сложных украшений.

Интерьеры в стиле бидермейер отличаются уютом, сбалансированными пропорциями, простотой форм и светлыми тонами. Помещения были светлыми и просторными, поэтому интерьер воспринимался как умеренно простой, но психологически комфортный. Стены комнат с глубокими оконными нишами были выкрашены в белый или другие светлые тона и оклеены обоями с тиснением в полоску. Узор оконных штор и обоев был таким же. Эти тканевые аксессуары для интерьера были красочными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистая комната», то есть комната, которая не использовалась в будние дни. Эта обычно закрытая «воскресная комната» использовалась только для приема гостей. Мебель в теплых тонах и настенные акварели, гравюры, а также большое количество украшений и сувениров добавили жилому интерьеру дополнительного уюта. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер выбирает только те предметы мебели, которые соответствуют его представлениям о функциональности и комфорте. Никогда раньше мебель не достигала своей цели так полно, как в эту эпоху: украшение отходит на второй план.

В начале ХХ века бидермейер стали ценить отрицательно. Это означало «вульгарный, филистимлянин». У него действительно были такие характеристики, как близость, интимность, сентиментальность, поэтизация вещей, которые и привели к такой оценке.

Общая характеристика

Романтизм заменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, характеризующейся появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и периферии фабрики. Если Просвещение характеризует культ разума и основанную на его принципах цивилизацию, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

именно в эпоху романтизма складываются явления туризма, альпинизма и пикников, направленные на восстановление единства человека и природы. Требуется образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтики хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Словом, романтики были противниками прогрессивной цивилизации.

Романтизм в живописи Англии

В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист умело сочетал в своих картинах гротескную фантазию с классической идеализацией.

Одним из ярких представителей романтизма был Уильям Тернер, прославившийся яркими и воздушными пейзажами смелых красок. Для его картин характерны необычные эффекты, цветная фантасмагория. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его картину «Китобойный корабль».

Китобойный корабль - Уильям Тернер (около 1845 г.)

Китобойный корабль — Уильям Тернер (около 1845 г.)

Английские художники романтизма:

Иоганн Генрих Фуссли, Уильям Блейк, Джон Констебл, Уильям Тернер

Романтизм в живописи России

выше уже было сказано, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои особенности. В России начала XIX века романтизм возник как антипод классицизму и одновременно сосуществовал с ним. Придерживаясь эстетики канонов классицизма, они создали таких известных мастеров живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после победы над немцами - Григория Ивановича Угрюмова (1793 г)

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после победы над немцами — Григория Ивановича Угрюмова (1793 г)

Особенности

Характерные черты стиля:

  1. Идеализация прошлого, преобладание мифологических сюжетов стали ориентиром в творчестве XIX века.
  2. Отказ от рационализма и догм прошлого.
  3. Повышенная выразительность за счет игры света и цвета.
  4. Картины передали лирическое видение мира.
  5. Повышенный интерес к этнической тематике.

Художники и скульпторы-романтики склонны выражать эмоциональный отклик в своей личной жизни, в отличие от сдержанности и универсальных ценностей, продвигаемых неоклассическим искусством. XIX век стал началом развития романтизма и архитектуры, о чем свидетельствуют изысканные викторианские постройки.

Цели

Принципы и цели романтизма включали:

  • Возвращение к природе — примером чего является акцент на непосредственности в живописи, который демонстрируют картины;
  • Вера в доброту человечности и лучшие качества личности;
  • Справедливость для всех: идея получила распространение в России, Франции, Испании, Англии.

Твердая вера в силу чувств и эмоций, доминирующих над разумом и интеллектом.

Основные представители

Среди величайших художников-романтиков 19 века были такие представители, как И. Фуссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джон Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Романтическое искусство не вытесняет неоклассический стиль, а выступает противовесом его догматам и жесткости. романтика, стили живописи, картины, художники

Романтизм в русской живописи представлен произведениями В. Тропинина, И. Айвазовского, К. Брюллова, О. Кипренского. Русские художники старались передать природу максимально эмоционально.
Пейзаж был любимым жанром романтиков. Природа рассматривалась как зеркало души, в Германии она также рассматривается как символ свободы и посягательства. Художники помещают изображения людей на фоне сельской местности или городского, морского пейзажа. В романтизме России, Франции, Испании, Германии образ человека не доминирует, а дополняет сюжет образа. картины, стили живописи, художники

Популярные мотивы ванитас включают мертвые деревья и заросшие руины, символизирующие быстротечность и ограниченность жизни. Подобные мотивы ранее присутствовали в искусстве барокко: художники заимствовали работу со светом и перспективой в аналогичных картинах художников барокко.

Цели романтизма: Художник показывает субъективный взгляд на объективный мир и показывает изображение, отфильтрованное через его чувственность.

 

Оцените статью
Как нарисовать