Конструктивизм в живописи: история возникновения и основные черты

Содержание
  1. Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем архитектурных направлений, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.
  2. Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?
  3. Материалы и палитра стиля
  4. Современный конструктивизм: особенности экстерьера
  5. Возникновение термина
  6. Братья Веснины и расцвет конструктивизма
  7. Конструктивизм в дизайне и фотографии
  8. Модные течения
  9. «Искусство строительства и продуктивизма» Татлина
  10. «Проуны»
  11. Родоначальники конструктивизма
  12. Конкурсы и идеи творческих объединений
  13. Искусство на службе агитации
  14. Прогрессивное фотоискусство Родченко
  15. Выдающиеся деятели направления
  16. Дома в стиле конструктивизм – фото
  17. Представители направления
  18. Александр Родченко
  19. Любовь Попова
  20. Владимир Татлин
  21. Ольга Розанова
  22. Александра Экстер
  23. Эль Лисицкий
  24. Антуан Певзнер и Наум Габо
  25. Казимир Малевич
  26. Расцвет конструктивизма и его последователи
  27. Забвение и возвращение идей конструктивизма
  28. Черты стиля
  29. Архитектура
  30. Особенности интерьера
  31. Скульптура
  32. Появление конструктивизма
  33. Рождение и развитие движения
  34. Отличие конструктивизма от подобных стилей
  35. Противники нового течения

Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем архитектурных направлений, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.

Конструктивизм — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в начале 1930-х годов в СССР. Это направление — одно из направлений нового авангардного пролетарского искусства. Подтверждение нашей непосредственной причастности к формированию этого направления можно найти в цитате русского поэта В. В. Маяковского:
«Впервые не из Франции, а из России пришло новое слово искусства — конструктивизм».

Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?

Основным отличием конструктивизма от других течений в архитектуре и искусстве является то, что в основе художественного образа лежит конструктивное и функциональное назначение. Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Это идеология утилитаризма (от латинского utilitas — выгода, выгода), согласно которой каждое действие определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «индустриального искусства».

Материалы и палитра стиля

Бетон и стекло — главные «элементы», из которых, прежде всего, возникли здания в духе конструктивизма. Впоследствии к ним присоединились металл, пластик и другое современное сырье.

Дом в стиле конструктивизма

Что касается красок, то самые распространенные цвета конструктивизма:

  • светло-серый,
  • шифер
  • белый,
  • бежевый,
  • темно-красный,
  • красно-коричневый.

Для таких построек характерен приглушенный однотонный тон. А дополнительный цвет создается за счет блеска металла и стекла.

Современный конструктивизм: особенности экстерьера

Его преемником сегодня считается скандинавская загородная архитектура, а стиль называют скандинавским конструктивизмом.
Скандинавский конструктивизм
Лаконичная геометрия и высокая цель, присущие конструктивизму, сегодня переплетаются с естественностью, естественностью, обилием света и пространства.

Благодаря внешней простоте такие дома органично и эффектно вписываются в любой ландшафт, природную среду. Они не ориентируются исключительно на себя, благодаря чему деревья, пруд или насыпь, находящиеся поблизости, не становятся второстепенными, а красиво обрамляют постройку и продолжают ее.
Загородный дом в стиле конструктивизма
Современный конструктивизм — это не просто эксперименты с формами и линиями, а бережное отношение к окружающей среде и высокая энергоэффективность строительных и отделочных ресурсов, широкое использование новейших технологий, а также большая площадь остекления.

Древесина больше не запрещена, как камень, керамическая плитка, керамзитовые панели, облицовочный кирпич строгой формы, а также новые материалы. Кстати, они должны быть не только качественными и привлекательной фактурой, но и приятными на ощупь, чтобы придавать дому максимум уюта.

Большие и функциональные веранды и террасы (даже на плоских крышах), панорамные окна и даже целые стеклянные стены, создающие иллюзию слияния с природой; серый, черный и белый, ограниченный диапазон: это язык современного конструктивизма.
Коттедж в стиле конструктивизма
Уличная мебель таких домов — это, прежде всего:

  • динамика и сочетание строгих, вертикальных и горизонтальных линий;
  • разнообразие сегментов: окна, террасы и навесы;
  • преследование, выразительность входных порталов;
  • окончательная структура, умеренный блеск стекла;
  • контраст светлых и темных тонов, белая штукатурка и, например, темно-серый камень.

Возникновение термина

Определение «искусство строительства» было впервые использовано как саркастическое выражение Казимиром Малевичем в 1917 году для описания творчества Александра Родченко. Термин «конструктивизм» был придуман скульпторами Антуаном Певзнером и Наумом Габо. Последний разработал индустриальный и резкий стиль работы, а его геометрическая абстракция чем-то обязана супрематизму Малевича. Впервые термин появляется в «Манифесте реалиста» Н. Габо (1920), затем как название книги Алексея Гана (1922).

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к реализации лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт строительства, живописи и книжного дизайна. (Они начали свою карьеру в современную эпоху).

Архитекторы-конструктивисты впервые громко заявили о себе в конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Веснин выделяется не только рациональностью завода и соответствием внешнего вида эстетическим идеалам современности, но и предполагает использование материалов и строительных конструкций последнего поколения. Следующим этапом стал конкурсный проект на строительство московского отделения газеты «Ленинградская правда». Задача была чрезвычайно сложной: для строительства предназначался крохотный участок земли размером 6х6 м на Страстной площади. Веснины построили миниатюрное стройное шестиэтажное здание, в котором были не только кабинет и редакция, но и газетный киоск, атриум и читальный зал (одной из задач конструктивистов было сгруппировать максимальное количество жизненно важных помещений на небольшой территории).

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, непревзойденный теоретик архитектуры первой половины ХХ века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый художественный стиль адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных тенденций, в частности, связано с тем, что «.. непрерывная механизация жизни» имеет место, а машина является «.. новым элементом нашей жизни, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины создают Ассоциацию современных архитекторов (ОСА), в которую входят известные конструктивисты.

С 1926 года конструктивисты начали издавать собственный журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Журнал выходил пять лет. Обложки были разработаны Алексеем Ганом.

Ленинградские конструктивисты:

  • Александр Иванович Гегелло;
  • Николай Демков;
  • Евгений Адольфович Левинсон;
  • Эрих Мендельсон;
  • Александр Сергеевич Никольский;
  • Яков Георгиевич Чернихов;
  • Игорь Георгиевич Явейн.

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — это направление, которое в основном связано с архитектурой, однако такой взгляд был бы односторонним и даже крайне ошибочным, потому что, прежде чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии и художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съемкой с головокружительных ракурсов с сильным уменьшением объемов. Такими экспериментами, в частности, занимался Александр Родченко.

В графических формах творчества конструктивизм характеризовался использованием фотомонтажа вместо рисованных иллюстраций, крайней геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Хроматический диапазон также стабилен: черный, красный, белый, серый с добавлением синего и желтого. В области моды также были некоторые конструктивистские тенденции: на волне всемирного увлечения прямыми линиями в дизайне одежды советские дизайнеры тех лет создавали подчеркнуто геометрические формы.

Среди стилистов выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала дизайны тканей для 1-й хлопкопечатной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, создавала модели спортивной и повседневной одежды.

Модные течения

Расцвет конструктивизма пришелся на начало 20-х гг. ХХ века, когда были предприняты первые попытки создания советского модного стиля. Особое внимание было уделено созданию «одежды для рабочих». Удобство и простота стали главными критериями нового советского стиля. За основу большей части как женской, так и мужской одежды был взят простейший крой рубашки, состоящий из прямоугольников.

Современная мода в стиле строительства

Позднее в советскую моду стали входить платья «Маренго», валенки, пальто, корковые пальто, беличьи шубы и носки со стрелами. Однако не многие женщины могли облачиться в модную одежду, поэтому они просто переделали старую одежду по журнальным выкройкам.

Конструктивизм в одежде
В 1930 году в стране начала активно развиваться легкая промышленность. Значительно увеличилось производство ситцевых тканей, однако не все могли их купить даже в свободной продаже. Поэтому многие даже не задумывались о моде, а надели то, что есть.

В таких условиях мода была отвергнута как буржуазное понятие. Все усилия народа были направлены на построение социализма, чтобы одежда была максимально удобной для работы. Мужчины были одеты в спортивную или военизированную одежду: куртку, заправленные в сапоги штаны, гимнастические или вышитые рубашки.

Женщины же носили жакеты, вязаные свитера, блузки и юбки как повседневные платья. Отдельные вечерние платья украшали кружевные воротники. Зимой носили ватники с каракулевыми воротниками.

«Искусство строительства и продуктивизма» Татлина

Ключевым моментом направления стал макет Владимира Татлина, предложенный для сооружения памятника Третьему Интернационалу (1919-1920). Дизайн должен был сочетать эстетику машины с динамическими компонентами, которые прославляли такие технологии, как проекторы и проекционные экраны.

стиль конструктивизм

В то время работа Габо и Певзнера над «Реалистическим манифестом», утверждающим духовную суть движения, подходила к концу. Габо публично раскритиковал проект Татлина, заявив: «Либо он создает функциональные дома и мосты, либо создает чистое искусство, либо и то, и другое одновременно». Идея возведения памятников, которые не имели практического применения, противоречила утилитарно-адаптируемой версии конструктивизма. Но при этом дизайн Татлина в полной мере отразил новое прогрессивное представление о форме, используемых материалах и технологичности создания. Это вызвало серьезные споры и разногласия среди членов московской группы в 1920 году.

Художники Германии объявили творчество Татлина революционным в мировом, а не только советском искусстве. Чертежи и фотографии модели опубликованы в журнале Taut Fruhlicht. Башня Татлина стала началом обмена творческими идеями «художественного строительства» между Москвой и Берлином. Памятник должен был быть установлен в Ленинграде, но план так и не был реализован из-за отсутствия денег в послереволюционный период. Однако образ Татлинской башни остался своеобразным символом конструктивизма и мирового авангарда.

Талантливый художник-самоучка, основатель движения, Татлин был первым конструктивистом, который попытался передать свои дизайнерские навыки промышленному производству: эскизы недорогой печи, рабочей одежды, мебели. Следует отметить, что это были очень утопические идеи, такие как его башня и летательный аппарат «Летатлин», над которым он работал до 1930-х годов.

«Проуны»

Разработанные в начале 1920-х годов художником и архитектором Эль Лисицким, так называемые новые художественные проекты («проуны») представляли собой абстрактные геометрические композиции, выполненные в живописной, графической форме в виде трехмерных приложений и архитектур. Многие художники (не только конструктивисты) в своих картинах 1920-х годов изображали такие «пруны», которые так и остались абстрактными образами. Но многие работы Лисицкого позже были воплощены в мебели, интерьере, театральных декорациях или воплощены в виде декоративных и пространственных инсталляций.

стили и направления в изобразительном искусстве

Родоначальники конструктивизма

Советские художники и архитекторы использовали термин «конструктивизм» еще в 1920 году. Среди основоположников конструктивизма были Александр Родченко (советский художник, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и театральный художник.) — автор знаменитой Башни Татлина (проект Башни III Интернационала). Официально термин «конструктивизм» можно было встретить в одноименной книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана «Конструктивизм».

Конечно, как и любое зарождающееся направление в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре стала Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В нем сочетаются элементы современности и неприкрытый конструктивизм.

Конкурсы и идеи творческих объединений

Когда Москва начала перестраиваться после гражданской войны, в 1922-1923 годах начались первые архитектурные конкурсы, в которых участвовали такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Тендеры проводились по проектам Московского Дворца труда, строительства московского отделения газеты «Ленинградская правда», строительства акционерного общества «Аркос».

Искусство на службе агитации

В середине 20-х — 30-х годов был сформирован особый стиль плаката советских времен, который впоследствии стал отдельным разделом дизайна. Он освещал театральные и киноплакаты, коммерческую и промышленную рекламу. Последователи движения, последовавшие за высказыванием Маяковского, называли себя «строителями рекламы». В этот же период сформировался характер пропагандистского манифеста как одного из механизмов воздействия на сознание масс.

Конструктивисты первыми в России применили технику коллажа для плаката, сочетая рисунок, фотографию и элементы печатной продукции. Гарнитура, а также тщательно продуманное размещение текста играли особую художественную роль и часто напоминали лаконичный графический орнамент. Созданные в те годы художественные приемы оформления плаката оставались основополагающими на протяжении всего советского периода.

Прогрессивное фотоискусство Родченко

Несоответствие утилитарных идей конструктивизма в живописи контрастирует с их воплощением в фотографии — истинном отражении самой жизни. Шедеврами этого вида искусства признаны уникальные работы многогранного художника Александра Родченко.

Не тратя расходных материалов, он старался запечатлеть каждый объект или действие в разных условиях и под разными углами. Впечатленный фотомонтажом немецких дадаистов, он первым применил эту технику в России. Его дебютный, опубликованный в 1923 году, фотомонтаж проиллюстрировал стихотворение Маяковского «Об этом». В 1924 году Родченко создал, возможно, самый известный из его плакатов монтаж плакатов — рекламу издательства «Ленгиз», иногда называемого «Книжным».

советское изобразительное искусство

Он произвел революцию в композиции: его природа была возрождена удивительно живописным образом и часто напоминает ритмический графический мотив или абстракцию. В то же время его образы невероятно динамичны; в целом их можно охарактеризовать слоганом: «Время, вперед!» Поразило работы Родченко и то, что природу часто снимали с довольно необычных ракурсов, для чего фотографу иногда приходилось занимать просто головокружительные позы.

Новаторские фотографии Родченко остались классическим образцом для будущих поколений фотографов и вдохновили многих создателей дизайна. Например, американская художница-концептуалист Барбара Крюгер обязана успехом своих многочисленных работ Родченко. Вариации его фотопортрета Лилии Брик и плакат «Шестой мир» легли в основу обложек музыкальных альбомов зарубежных панк- и рок-групп.

Выдающиеся деятели направления

Среди деятелей конструктивизма особого внимания заслуживает В.Е. Татлин.

Его работы легли в основу формирования этого направления. Одна из таких работ — его «контррельефы» — композиции из кусочков олова, проволоки, дерева, стекла и гипса. Все материалы прошли минимальную обработку и представлены кубическими элементами композиции. В своих «беспредметных» графических произведениях геометрических элементов и фактур художник стремился показать взаимосвязь между отдельными элементами и структурой композиции в целом.

Рассматривая конструктивизм в живописи, нельзя не упомянуть работы А. М. Родченко.

Его картинам были присущи абстрактность и геометрические формы. Художник считал, что любое пространственное построение должно быть абстрактным, а не избирательным.

Я. Родченко, художник в стиле конструктивизма
Я. Родченко, художник в стиле конструктивизма

Принципы и характеристики

Согласно конструктивизму, искусство — это инструмент, предназначенный исключительно для художественного оформления бытовых утилитарных предметов, практически применимый. Лаконичная выразительная форма произведений, лишенная всякой «красоты» и «приукрашивания», должна быть максимально функциональной и рассчитанной на удобство использования в массовом производстве (отсюда термин «индустриальное искусство»).

малевич Казимир

Необъективность чувственно-эмоциональных форм Кандинского или рационально-абстрактной геометрии Малевича была переосмыслена конструктивистами и преобразована в реальные пространственные объекты. Так появился новый дизайн деловой одежды, выкройки ткани, мебели, посуды и других товаров народного потребления, родился характерный внешний вид плакатов советских времен.

Особый аскетизм в средствах визуального выражения выделяет это направление среди подобных стилей, но во многом обобщает его с рационализмом. Помимо теоретической идеологии конструктивизм отличается следующими внешними свойствами:

  1. Небольшой диапазон тонов: синий, красный, желтый, зеленый, черный, серый и белый. Цвета не обязательно были локально чистыми, часто использовались их приглушенные оттенки, но не более 3-4 за раз.
  2. Формы и линии выразительны, просты, немногочисленны, ограничены вертикальным, горизонтальным, диагональным направлением или формой правильного круга.
  3. Очертания объектов создают впечатление монолитной конструкции.
  4. Существует так называемая «машинная» эстетика, которая показывает идеи, механизмы, детали, графические или пространственные инженерные инструменты.

Дома в стиле конструктивизм – фото

Современный коттедж в стиле конструктивизма
Современный коттедж в стиле конструктивизма
Вилла в стиле конструктивизма
Проект дома в стиле конструктивизм
Проект дома в стиле конструктивизм
Загородный дом в стиле конструктивизм - фото
Современный коттедж в стиле конструктивизма
Современный коттедж в стиле конструктивизма
Шикарный дом в стиле конструктивизма
Вилла в конструктивистском стиле - фото
Дом в стиле конструктивизм - фото
Проект коттеджа в стиле конструктивизм
Современный дизайн коттеджа в стиле конструктивизма
Конструктивизм в частной архитектуре - фото
Загородный коттедж в стиле конструктивизм - фото

Конструктивизм, переступив порог XXI века, потерял классовую идеологию, некогда отличавшую его, и стал всеобщим благом. Продуманный утилитаризм и простота, доведенные до совершенства, создают вокруг домов непоколебимую ауру покоя, поддерживаемую таким безупречным образом, что особенно ценится в наше напряженное время.

Представители направления

Александр Родченко

Советский художник, творец в направлении художественного «конструктивизма». Он один из основоположников стиля. Занимался рекламными плакатами, графикой, дизайном. Его партнершей была жена Варвара Степанова, работавшая в том же жанре. Он повлиял на творчество других художников-конструктивистов, развитие минимализма, абстрактного искусства, экспрессионизма.

Любовь Попова

Художник-конструктивист и сторонник превосходства, дизайнер, занимался разработкой декораций, плакатов. Работала в разных направлениях: кубофутуризм, кубизм, конструктивизм, специализировалась на графике.

Владимир Татлин

Отец конструктивистской живописи, советский авангард и создатель конструктивизма. Его работы стали наиболее представительными образцами русского авангарда. Искусствоведы считают, что на творчество Татлина повлияло творчество Пабло Пикассо. С Татлиным связано одно из самых острых противостояний в истории авангарда — творческий спор с Казимиром Малевичем. Малевич настаивал на преобладании формы и цвета в развитии авангардного искусства, Татлин настаивал на необходимости соединить искусство и жизнь, показать важность материала и его роль в создании чего-то необходимого человеку. конструктивизм, памятник, стили живописи

Самое известное творение Татлина — его «Памятник Третьему Интернационалу» (1919-1920, Москва). Высота памятника 6,7 м, железный каркас, на котором установлены вращающийся цилиндр, куб, конус, все из стекла. После революции 1917 года Татлин, которого считают отцом русского конструктивизма, разработал новый вид искусства, в котором использовались реальные материалы в реальном пространстве. Его проект памятника Третьему Интернационалу стал символом русского авангарда интернациональной архитектуры и модернизма.

Ольга Розанова

Уникальный художник-авангардист, она отличилась узнаваемым стилем в передаче цвета. Его картины выполнены в стилях супрематизма, авангарда, абстракционизма.

Александра Экстер

три-женские-фигуры-1910

она является представителем течения кубофутуризма, конструктивизма, супрематизма, соединившего авангардное искусство Франции и России. Она занималась дизайном, была театральным художником.

Эль Лисицкий

Советский творец в стиле супрематизма, конструктивизма. Представитель супрематизма в архитектуре.

Антуан Певзнер и Наум Габо

Братья-художники, представители французского и русского превосходства, известные конструктивисты. Самые известные произведения сохранились в Лондоне, Детройте, Каракасе.

конструктивизм, стили живописи

Казимир Малевич

Советский художник-авангардист, отец-основатель супрематизма в живописи. Его работы стали новой вехой в развитии абстрактного и авангардного искусства. Он также является одним из самых влиятельных теоретиков живописи ХХ века, философом и педагогом. Повлияла на творчество Любови Поповой и Эля Лисицкого.

Расцвет конструктивизма и его последователи

Конструктивизм привел в нашу страну огромное количество талантливых архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья, архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, которые первыми заявили о себе в конкурсе проектов строительства Дворца труда в Москве. Проект Веснина сочетал в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего вида веяниям современности, а также предполагал использование материалов последнего поколения и строительных конструкций. Проект занял третье место.
Братья Веснины вместе со своим ближайшим коллегой Моисеем Гинзбургом организовали Ассоциацию современных архитекторов (ОСА), в которую вошли видные конструктивисты.

В период расцвета конструктивизма архитекторы используют функциональный прием, когда форма здания идеально сочетается с функцией. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются «за превращение конструктивизма из метода в стиль, во внешнюю имитацию, не понимая его сути”.

Забвение и возвращение идей конструктивизма

Даже в 1920-е годы, в разгар расцвета авангардных тенденций, массовые симпатии к конструктивизму не победили. В его адрес полетели копья критики со стороны тех, кто защищал классику, зародившуюся в глубокой древности, и тех, кто выступал за превосходство других, не менее новых архитектурных идей.

Однако вскоре спор закончился: характерные для конструктивизма ритмичные и строгие линии были внезапно объявлены буржуазным формализмом… А романтический, но строгий, утопический, но рациональный пролетарский аскетизм сменился постройками, стиль которых впоследствии был назван советским неоклассицизм и «сталинский ампир.

Обновленный конструктивизм вернулся в 70-е годы, в годы последующей «борьбы с эксцессами». Что ж, третье появление этого стиля произошло совсем недавно, в начале нынешнего века. Да, конструктивизм снова актуален, и не в городе, а за его пределами.

Черты стиля

Основные черты конструктивизма проявились в новой эстетике вещи.

Основные теоретические положения этого направления изложены в трудах венского архитектора и публициста Адольфа Лооса, а именно:

  • Отказ от вычурных украшений и художественных излишеств. Это стало основной идеей руководства. Это касалось как архитектуры, так и художественной и производственной практики.
  • Отказ от орнаментов и других элементов декора. Особенно это заметно в архитектуре. Дома в стиле конструктивизма были представлены «единой формой», не требующей отделки и декорирования, в отличие от самого стиля ампир.
  • Сложные формы предметов теряют актуальность. Их заменяют более рациональные образы.
  • Главный критерий эстетической ценности вещи — ее удобство и возможность практического применения. Стремление к максимальной рациональности форм подкреплялось навыками машинного производства и предполагало полный отказ от ручного художественного оформления.
  • Развитие арт-индустрии.
  • Основное внимание уделялось не красоте объекта, а его функциональности. Считалось, что формы и украшения вещей, присущие мастерству, не соответствовали эпохе машинного производства.

Современные постройки в стиле конструктивизма

Архитектура

Конструктивистское направление широко использовалось в советской архитектуре 20-30-х годов прошлого века.

Быстрое развитие промышленности, транспорта и рост городов не соответствовали классической городской планировке с узкими улочками и художественными зданиями. В этой связи конструктивизм, направленный на максимальную эффективность и рационализм новой эпохи, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и создания и поддержания оптимальных условий здоровья.

Созданные в этот период жилые комплексы были ориентированы на потребности средней и малообеспеченной категории граждан и состояли из недорогих типовых квартир.

Советский конструктивизм предполагал развитие не только конкретного здания или сооружения, но и универсальных кварталов, улиц и принципов их сочетания. К последним относятся и магистрали городского транспорта.

Практические формы конструктивизма в архитектуре

Конструктивизм в архитектуре часто проявлялся в использовании достаточно простых формальных элементов, полностью лишенных какого-либо декора и орнамента. Все части здания были связаны согласно плану организации внутреннего пространства, а их форма напрямую определялась назначением помещения.

Даже в период господства конструктивизма и других модернистских течений в советской архитектуре архитекторы работали, опираясь на архитектурные традиции античности и эпохи Возрождения.

Также предполагалось, что архитектор должен был продумать не только общую концепцию здания, но и расстановку знаков, часов, лифтовых шахт и громкоговорителей, также считающихся частью архитектурного образа.

Советские конструктивисты, ставшие родоначальниками этого стиля, направили свои усилия на решение двух задач: проектирование образцового социалистического города и создание кондоминиумов-коммун для рабочих.

Кроме того, в юрисдикцию архитекторов стали входить не только жилые дома, но и универмаги, рабочие клубы, типографии, санатории, фабрики, фабрики, электростанции и так далее.

Город Екатеринбург занимает особое место в истории русского конструктивизма. В период бурного строительства первых советских пятилеток конструктивизм был признан официальным архитектурным стилем страны. По счастливой случайности в Екатеринбурге в этот период практиковала целая группа талантливых архитекторов. Последние, благодаря тотальной застройке города, получили возможность воплотить в жизнь даже самые непредсказуемые идеи. Так Екатеринбург обзавелся 140 уникальными постройками. Ни один другой город мира не может похвастаться такой концентрацией архитектурных памятников.

Конструктивизм, как один из стилей авангарда, распространился не только в пределах СССР, но и во многих других государствах.

Таким образом, Эйфелева башня, возведенная на Всемирной выставке в Париже, стала ярким образцом конструктивной архитектуры.

Эйфелева башня
Эйфелева башня, Париж

Особенности интерьера

Интерьер домов в стилях конструктивизма и ар-деко полностью соответствовал основным чертам направления и включал в себя следующие черты:

  • четко очерченный каркас и компактные формы;
  • отсутствие загадок и секретов: каждый объект выполнял исключительно возложенные на него функции.

Конструктивизм предполагал создание больших габаритных помещений, использование стен и перегородок было сведено к минимуму. Иногда для разделения комнат использовались мобильные ширмы. В мебели не хватало изысканности: орнаментов, лепнины. Основными цветами были белый, черный, серый, металлик, красный и желтый. Хотя конструктивизм отрицал декор, однако разрешалось создавать небольшие акценты за счет использования ярких покрытий или освещения. Стены и потолок часто покрывали штукатуркой или краской. В качестве напольного покрытия использовалась паркетная доска. Что касается мебели, то главными требованиями были практичность и функциональность. Такая мебель часто имела ярко выраженный каркас и правильные геометрические очертания.

Конструктивизм в интерьере

Скульптура

В контексте развития конструктивистского направления значительное развитие получила и скульптура. В начале 1920-х годов советские конструктивисты основали Институт художественной культуры (ИНХУК), объединивший скульпторов, архитекторов, художников и искусствоведов. Конструктивистская скульптура исходила из концепции построения форм, основанной на выражении внутренних структурных связей между геометрическими элементами композиции и сочетании различных материальных материалов.

Конструктивизм в скульптуре

На этом этапе скульптура была абстрактной. Поэтому вместо изображения знакомых человеческих персонажей мастера использовали замысловатые геометрические узоры. Целью демонстрации последнего было поразить публику, сформировать переход от образа к конструкции.

Деятельность Н. Габо и Н. Певзнера сыграла особую роль в становлении конструктивистской скульптуры.

Габо известен своими экспериментами с пространственной пластичностью (плоскими головами), а Певзнер прославился созданием беспредметных кубических композиций. Целью этих работ было выявление формы и фактуры предметов. Впоследствии Габо сформировал «Манифест реалиста», отражающий сформировавшуюся в те годы концепцию формообразования и содержавший следующие положения:

  • реальность — высшая красота;
  • отрицание цвета, глубина композиции достигнута благодаря фактурам и тонам;
  • отрицание описательного характера линий, они воспринимались как направление скрытых сил в композиции;
  • отрицание объема, глубина признавалась мерой пространства;
  • отрицание массы в скульптуре. Считалось, что объем может быть построен с помощью самолетов.
  • отрицание статичности композиции.

Конструктивизм в изобразительном искусстве

Появление конструктивизма

«Индустриальное искусство»

Конструктивизм считается русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции как одно из направлений нового пролетарского, авангардного искусства, хотя, как и любое художественное явление, не ограничивается рамками нации. Итак, вестником этого стиля в архитектуре стала Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма. Как писал В. В. Маяковский в своем эссе о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России вошло новое слово в искусстве: конструктивизм…»

Как возникло это принципиально новое направление?

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевающего забвение всего «старого», новаторы провозгласили отказ от «искусства в обмен на искусство». Отныне искусство должно было служить… производству. Большинство из тех, кто позже примкнул к конструктивистскому движению, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призвали художников «сознательно создавать полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, который пользуется удобными вещами и живет в комфортном городе.

Так, один из теоретиков «индустриального искусства» Б. Арватов писал, что «… Красивое тело не нарисуют, а воспитают настоящего живого и гармоничного человека: не лес писать, а возделывать парки и сады сады; не украшать стены изображениями, а расписывать эти стены…»

«Индустриальное искусство» превратилось не более чем в понятие, однако термин конструктивизм произносился теоретиками этого направления (в своих выступлениях и брошюрах также постоянно встречались слова «строительство», «конструктив», «построение пространства»).

Помимо вышеупомянутого направления, на формирование конструктивизма сильное влияние оказали футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские направления 1910-х годов, но социально обусловленной основой послужило именно «индустриальное искусство» с его прямым обращением к нынешнему российскому миру реальность 1920-х гг.

Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами в 1920 году, но впервые был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая называлась «конструктивизм». А.М. Ган провозгласил, что «.. группа конструктивистов поставила перед собой задачу коммунистического выражения материальных ценностей… Тектоника, строительство и ткачество мобилизуют материальные элементы индустриальной культуры». То есть было четко подчеркнуто, что культура новой России индустриальна.

Рождение и развитие движения

Конструктивизм среди многих стилей и направлений в изобразительном искусстве сформировался на основе русского футуризма, в частности, под влиянием так называемых «контррельефов» (коллажей разной фактуры из различных материалов) Владимира Татлина, представленных в 1915. Он был (как и Казимир Малевич) одним из пионеров геометрического абстрактного искусства, основоположником авангардного движения за превосходство.

Концепция нового направления была разработана в Московском институте художественной культуры (ИНХУК) в период 1920-1922 годов первой рабочей группой конструктивистов. Любовь Попова, Александр Веснин, Родченко, Варвара Степанова, Алексей Ган, Борис Арватов и Осип Брик во главе с первым президентом группы Василием Кандинским разработали теоретическое определение конструктивизма как неразрывного сочетания основных элементов индустриальной культуры (структуры, плетение и особые материальные свойства объекта с его пространственным положением).

Отличие конструктивизма от подобных стилей

понятно, скажете вы, но чем этот советский конструктивизм отличался от других минималистических движений, например, от функционализма? Ведь он также проповедует максимальное удобство и простоту изложения.
Пожалуй, главное отличие состоит в том, что конструктивисты постарались совместить высокую функциональность построек с художественной выразительностью. Этого удалось добиться не за счет декоративных элементов, а за счет форм и материалов.

Конструктивизм в частной архитектуре

Концептуальные особенности конструктивизма:

  1. солидность (даже очень большие разрушенные здания воспринимаются как единое целое);
  2. сегментация (часто дома состоят из переходящих друг в друга секций);
  3. разнообразие форм больше, чем присуще функционализму. Конечно, ничего претенциозного конструктивисты не предложили, но игра с формами, безусловно, была: квадраты стен переходили в цилиндры балконов, параллелепипеды — в кубы и выступы лестниц.

Помимо этого, для советских построек конструктивистов характерны плоские крыши, вытянутые окна и массивные столбы.

Если говорить об идеологических различиях, то их можно сформулировать так: минимализм в целом использует простые материалы и мелкие формы, потому что ставит на первый план практичность, а конструктивисты еще и потому, что видят в этом красоту.

См. Также: Деконструктивизм в архитектуре ›

Противники нового течения

Конечно, это направление в архитектуре и искусстве нравилось далеко не всем. Даже когда преобладали конструктивизм и новаторские направления, им противостояли «консерваторы», стремившиеся вернуть себе право использовать классические традиционные формы в дизайне, продиктованные великолепными зданиями Древней Греции и Рима. Решительными сторонниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Возрождения московский архитектор Иван Жолтовский.

Оцените статью
Как нарисовать