Готический стиль в живописи: как зародился и развивался, известные художники и их картины

Зарождение и развитие стиля

Период формирования стиля — развитое средневековье, XII век в странах Западной Европы, в XIII-XVI веках — в Центральной Европе. Величие стиля граничит с устрашением, которое вызывают произведения художников и архитекторов этого периода. готический стиль, миниатюрная книга 13 века

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием красок и оттенков, динамичным изображением и насыщенной фактурой. В контексте изучения творчества художников стоит рассматривать миниатюрную книгу как репрезентативное направление в искусстве.

Колыбелью стиля является Франция, где еще в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии влияние готики стало очевидным в Италии, где сформировалась отличительная местная ветвь этого стиля. В эпоху раннего модерна этот стиль приобрел международный формат. Более длительное влияние готики проявилось в странах Восточной Европы.
Готическая живопись в средние века появилась в искусстве изготовления витражей. витражи в готическом стиле, стили, живописные эпохи

Пуантилизм как стиль в живописи

Иероним Босх

Продолжительность жизни: 1450 г. — 9 августа 1516 г

Национальность: голландец

Иероним Босх
Иероним Босх

Иероним Босх был первым художником, который представил новаторских существ и царства, непостижимые для человека. Однажды он сказал: «Бедный человек — это ум, который всегда использует чужие изобретения и ничего не изобретает сам». Его искусство известно тем, что содержит гротескных людей, животных, монстров и фантастических существ, неизвестных человеку. Самые известные картины Босха часто изображают подробные и символические изображения рая и ада через пейзажи на библейскую тематику. Среди основных тем его искусства — почитание людей, искушаемых злом или похотью; и окончательная судьба грешников, которые поддаются этим искушениям. Долгое время работы Босха не ценились и не считались «зачастую менее приятными, чем ужасными». Однако сегодня Иероним Босх считается одним из первых гениев-провидцев в мире искусства и чрезвычайно индивидуалистичным художником, глубоко понимающим самые сокровенные желания и страхи человечества.

Шедевр: Сад земных наслаждений (1515)

Сад земных наслаждений (1515) Возрождение
Сад земных наслаждений (1515)

Другие заслуживающие внимания работы: —

  • Гавайский триптих (1516 г)
  • Страшный суд (1482)

Акценты

Художники того времени не знали перспективы. На своих полотнах персонажи находятся на одной линии. Однако даже с беглого взгляда легко понять, какая фигура на изображении является главной. Чтобы установить четкую иерархию персонажей, мастера создали одних значительно выше по высоте, чем других. Следовательно, фигура Христа всегда преобладала над ангелами, а они, в свою очередь, господствовали над простыми людьми.

романский стиль в средневековой живописи

У этого метода также был недостаток: он не давал большой свободы в представлении ситуации и деталей фона. Следовательно, средневековая живопись того периода обращала внимание только на главные моменты, не удосужившись уловить второстепенное. Картины были своеобразным узором, передающим суть, но не нюанс.

Византийское искусство

Говоря о культуре средневековья, нельзя не сказать хотя бы пару слов о средневековой живописи Византии. Это было единственное место, где они остались верны старым добрым традициям эллинистического искусства. Византийская культура сумела гармонично соединить развлечение и спиритизм («дух на теле»), пришедший в нее с Востока. Под влиянием Византии впоследствии сформировались культуры многих других стран, в частности России.

Руководящей идеей живописи Византии в средние века было представление о мире как о зеркале. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов — этих символов были изображения. Большое внимание было уделено свету и цвету. На полотнах, как правило, изображались человеческие фигуры в полный рост — в центре — Иисус Христос или Богородица, различные святые, за ними и рядом с ними — остальное их окружение. Если нужно было показать отрицательных персонажей (самого Иуду), то их писали в профиль. Особенностью изображения персонажей на картинах была их схематичность, соединенная со смыслом. Они вроде бы «прибавили в весе», но в то же время расплющились. Нет никаких перспектив и в картинах византийских художников.

Но византийцы очень трепетно ​​следовали одному из правил средневековой живописи: все фигуры, которые присутствовали на их полотнах, для большей наглядности изображены не в натуральную величину и с нарушением пропорций: либо с очень большой головой и огромными глазами, либо с удлиненной шеей и удлиненным телом, то без конечностей и так далее. Характерно, что художники не рисуют с натуры. Среди преобладающих сюжетов византийской живописи можно выделить распятую фигуру на кресте — символ страдания, фигуру женщины с распростертыми руками — символ матери, фигуру с нимбом — символ святости, ангела с крылья — символ чистоты и чистоты.

Джотто

Продолжительность жизни: 1267 г. — 8 января 1337 г

Итальянское гражданство

Джотто
Джотто

Джотто был самым важным итальянским художником четырнадцатого века, периода раннего Возрождения. Джотто произвел революцию в западном искусстве до такой степени, что на протяжении почти семи веков его почитали как отца европейской живописи. Первый из великих художников эпохи Возрождения, Джотто начал решительный разрыв с господством византийского стиля и вместо этого вновь ввел «технику рисования жизни, которой пренебрегали более двухсот лет». Картины Джотто, как известно, были первыми, в которых мастерски запечатлели жесты, лица, боли и радости людей, и были верны природе. Его цикл фресок в капелле Скровеньи считается величайшим достижением эпохи Возрождения и одним из важнейших шедевров западного искусства. Некоторые искусствоведы считают, что никто никогда не рисовал лучше, чем Джотто, и лишь немногие сравнимы с ним.

Шедевр: Поцелуй Иуды (1306)

поцелуй Иуды (1306)
поцелуй Иуды (1306)

Другие заслуживающие внимания работы: —

  • Богоматерь Всех Святых (1310)
  • Оплакивание (оплакивание Христа) (1306)

Особенности стиля на раннем этапе развития

Готика пришла на смену романскому стилю — трудно не заметить принципиальные различия между этими направлениями искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, величием и особым убранством.
Особенностью готической живописи является наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Невозможно определить единую «формулу», с помощью которой можно дать четкое описание направления искусства. В результате исследований многих искусствоведов для готики на всей территории распространения характерны следующие особенности:

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности образа, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно сосуществуют разные группы людей: их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния, чтобы передать некий скрытый символический смысл через личность изображенного человека.
  • Образы на картинах не выглядят законченными, композиция расчленена, каждый элемент нужно рассматривать отдельно.
  • Образы передают реальность через метафоры.
  • Выраженность передана через тональность и динамику сюжета.
  • Схематическое изображение действия.
  • Религиозность, владычество библейских и мистических сюжетов.

Самый яркий жанр — портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Книжный дизайн в средние века трудно не заметить. Книжные миниатюры достигли высокого уровня развития, показывая религиозные и светские сюжеты с помощью ярких красок в узнаваемом готическом стиле:

  1. Миниатюры показали взаимосвязь между реальным и мистическим, переплетение светского и религиозного.
  2. Иллюстрации отличаются универсальностью, ровной передачей динамичного сюжета.
  3. Особое внимание уделено деталям: макеты, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональность передачи настроения образа, птиц, бабочек, животных.
  4. Техника проигрывания миниатюр позволяет передать движение: сцены, отображаемые в книге, не статичны.
  5. Для исполнения миниатюры художники выбрали яркие цвета. Пусель Жан, миниатюра из книги в готическом стиле

Импрессионизм как стиль в живописи

Миниатюра родилась во Франции в 13 веке, самым известным создателем был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

В развитое средневековье стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты и хроники. Мотивы стали более филигранными, нежными, угловатыми. Миниатюра стала более содержательной, точнее передала суть события, которое визуализировал художник.
Примером наиболее удачной передачи сущности явлений и событий с помощью миниатюр является Великая французская хроника». готический стиль, Саймон Мармион, миниатюрная книга

Интернациональная готика

На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина — Богемия, север Италии, Бургундия. Именно с этим направлением связано искусство периода «заката средневековья» или «осени средневековья».

Отличительными чертами были декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее претенциозный готический стиль, отличающийся возвышенностью, изысканностью и особой выразительностью.

Термин «международная готика» был предложен искусствоведами Юлиусом Шлоссером и Луи Куражо только в конце XIX века. А для обозначения поздней готики им стали пользоваться только во второй половине ХХ века. До этого времени направление называлось «поздняя готика», «придворная готика», «особая готика», когда речь шла о живописи в Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С ХХ века полотна, созданные до 1430 года, стали называть «поздними», остальные стали «интернациональными».

в этом направлении легко найти изображения:

  • Отсутствие фоновых изображений и заброшенность места. Фон в основном золотой;
  • Качество графического изображения;
  • Гротеск;
  • Плоское изображение без перспективы;
  • Отсутствие дополнительных элементов, которые обычно сопровождают изображенных людей;
  • Внимание к народным облачениям;
  • Эмоциональность в изображении лиц. готическая живопись Германии

Стиль развивался при дворе монархов великих европейских стран. Готическое искусство этого типа имело свои особенности в каждой стране, что должно позволить искусствоведам легко понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. Из-за активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности распространились по континенту, очень сложно определить, из какой страны приехал художник или где была написана картина, если на ней отсутствует подпись автора.

Еще одна причина трудностей идентификации — работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского или испанского двора, его работы могли быть переданы в дар, и для этого образовалась еще большая культурная неразбериха.

Темой первых произведений в готическом стиле были религия, библейские сюжеты. Международное лидерство исходит из этой готической догмы. Для периода развитого средневековья характерно появление произведений на светскую тематику: их заказывают представители знати для украшения интерьера.

Несмотря на появление светской тематики, алтарные рассказы и религиозные образы остаются основополагающими. Международная готическая живопись схожа с иконописью, в частности наличием золотого фона, золотых надписей.

Для украшения картин использовались сложные рамы, иногда полотно состояло из нескольких дверей. Деревянные доски использовались как холсты для картин.

Микеланджело

Продолжительность жизни: 6 марта 1475 г. — 18 февраля 1564 г

Итальянское гражданство

Микеланджело Возрождения
Микеланджело

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони был «человеком эпохи Возрождения» или «универсальным гением», который преуспел в различных областях, включая живопись, архитектуру, поэзию и инженерное дело. Однако, прежде всего, он считается величайшим скульптором всех времен. В своей жизни Микеланджело часто называли Il Divino («божественный»). После его смерти более поздние художники пытались подражать его страстному и очень личному стилю, что привело к маньеризму, следующему великому движению в западном искусстве. Микеланджело, пожалуй, самая влиятельная фигура в истории западного искусства, чьи работы в области живописи, скульптуры и архитектуры оказали беспрецедентное влияние на развитие искусства на Западе. Его статуя Давида — самая известная скульптура на Западе; его фрески на своде Сикстинской капеллы и Страшный суд на алтарной стене гарантируют ему место среди величайших художников; а его базилика Святого Петра — самый известный образец архитектуры эпохи Возрождения.

Шедевр: Давид (1504 г)

Давид (1504) Возрождение
Давид (1504)

Другие заслуживающие внимания работы:

  • Сотворение Адама (1512 г)
  • Базилика Святого Петра (1626 г)

Живопись каролингского периода

В конце VIII — начале IX века наступает период расцвета государства франков, связанный с деятельностью правителя Карла Великого. Его власть объединила территории современной Франции, южной и западной Германии, северной и центральной Италии, северной Испании, Голландии и Бельгии.

Исключительная личность, Карл способствовал распространению просвещения в странах, находящихся под его контролем. Он основал школу, в которой его дети вместе с сыновьями знати осваивали основы риторики, поэзии, астрономии и других наук. Сам Карл, в совершенстве знавший греческий и латинский языки, не получил образования в юности, поэтому пытался овладеть грамотой уже в зрелом возрасте, хотя у него ничего не получалось.

Стремясь сделать из своей страны второй Рим и провозгласив принадлежащие ему земли Священной Римской империей, Карл внес свой вклад в знакомство людей с искусством поздней античности, поэтому его время часто называют «Каролингским Возрождением».

При Карле Великом особое значение придавалось росписи храма, это было своего рода библией для неграмотных, потому что простых людей в церковь часто привлекало любопытство. В царских указах мы читаем, что «в церквях разрешено рисовать, чтобы неграмотный человек мог читать на стенах то, чему он не мог научиться из книг».

В эпоху Каролингов развивалась миниатюра книги. Тексты иллюстрированы по византийской и англо-ирландской схемам. Возникло несколько школ, отличных друг от друга по технике, композиционному решению и тематике. Но есть черты, общие для всех без исключения школ. Это стремление к ясности и ясности построения композиции, к реалистичности изображения и использованию архитектурных орнаментов в качестве живописного фона.

Основными объектами изображения на миниатюрах школы Ады (другие названия — школа игумении Ады, школа рукописи Ады, школа Годескальки, школа Карла Великого) были евангелисты. Отличительные особенности произведений художников этой школы — наличие орнамента, позолоты и фиолетовых тонов бумаги. Практически повсюду фоном являются постройки античности. Символы Марка, Матфея, Иоанна и Луки — лев, ангел, теленок и орел — находятся над головами евангелистов. Убедительная достоверность изображенного достигается за счет объемных форм и умелого использования света и тени.

Покровителями книг, изготовленных мастерами этой школы, нередко были члены королевской семьи (по некоторым данным, настоятельница Ада приходилась сестрой Карлу Великому).

Эпизоды из жизни Иисуса Христа. К Псалму XV. Утрехтская Псалтырь. 9 век

Миниатюры Реймской школы графически выполнены коричневыми тушью. Мерцающие, словно яркие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. Самым выдающимся памятником изобразительного искусства этого направления и каролингской миниатюры в целом является Утрехтская Псалтырь (названная по месту хранения — в библиотеке Утрехтского университета). Содержит 165 рисунков со сценами вечеринок, охоты, сражений, бытовыми сценами и пейзажами. Автор миниатюр придает большое значение даже самым мелким деталям. В окне небольшого домика можно увидеть задернутую занавеску, в храме — приоткрытую дверь.

В миниатюрах турской школы можно увидеть стилизованные изображения монархов. Для этих работ характерно непропорциональное соотношение фигур: король всегда значительно выше остальных персонажей.

Библейская иллюстрация была непосредственной специализацией мастеров Тура, которые делали миниатюры для Библии Алкуина, Библии Карла Лысого и Евангелия от Лотара.

Культура государства Каролингов просуществовала около двух столетий, но за этот короткий период было создано множество прекрасных произведений искусства, которые в наше время вызывают восхищение мастерством средневековых художников.

После опустошительных нашествий врагов империя Карла Великого была разрушена, а вместе с ней погибло множество прекрасных памятников каролингской культуры.

Следующий этап в развитии западноевропейского искусства начнется с нового тысячелетия, то есть с XI века.

Итальянцы

Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. В романские времена в Италии преобладала архитектура, в основном из камня и дерева. Он был простым, тяжелым и очень прочным. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Он сильно отличался от византийского — во многом благодаря стараниям известного мастера Джотто ди Бондоне. Он стал основателем итальянской школы живописи, предложив совершенно новый способ изображения пространства. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе Леонардо да Винчи. Люди, которых изображает Джотто, настолько реалистичны, что кажутся живыми — до него никому не удавалось.

средневековое искусство
Фрески были очень распространены в Италии, и Джотто снова «реформировал» работу над ними. Благодаря ему фрески стали украшать стены различных построек — не только церквей, но и дворцов.

После пятнадцатого века итальянская живопись средневековья пережила настоящий период максимального великолепия. Появились такие известные мастера, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти и многие другие.

Живопись эпохи Средневековья

В разные периоды средневековья возникали разные виды искусства: скульптура или архитектура. В то же время нельзя сказать, что живопись осталась в стороне. Со временем и под влиянием изменений в обществе она тоже изменилась, в результате чего картины стали более реалистичными, а у художников появились новые техники, темы и перспективы для творчества. Так, например, хотя тенденция к написанию полотен на религиозную тематику оставалась широко распространенной в средневековой живописи любой эпохи (однако после XIII века она стала встречаться гораздо реже), с ростом образования возникла так называемая светские картины — повседневное содержание, которое просто отражает жизнь простых людей (в том числе и дворян, конечно). Так родилась реалистичная, необычная раннесредневековая живопись. Картины стали изображать не духовный мир, а материальный мир.

средневековая живопись
Распространяются книжные миниатюры — поэтому книги старались улучшить и украсить, сделав их более привлекательными для потенциальных покупателей. Также появились настенные росписи и мозаики, которыми украшали внешние и внутренние стены церквей — это было связано с орденом францисканцев, для которого было построено большое количество подобных построек. Все это произошло после 13 века: раньше живописи не уделялось столько внимания, она играла довольно второстепенную роль, не считалась чем-то важным. Картины не рисовали — они «рисовали», и это слово полностью отражает отношение к этому виду искусства в то время.

С расцветом живописи в средние века стало понятно, что написание художественных полотен — удел тех, кто действительно умеет и любит это ремесло. Картины перестали быть «картинами», и их создание больше не рассматривалось как досуг, доступный каждому. Как правило, у каждой картины был свой клиент, и эти заказы делались исключительно для одной цели: картины покупались для дворянских домов, для церквей и так далее. Как правило, многие художники Средневековья не подписывали свои работы — это было для них обычным ремеслом, как приготовление бутербродов из пекаря. Но живописцы того периода старались придерживаться негласных правил: эмоционально воздействовать на тех, кто смотрит на холст; игнорировать реальный размер — для большего эффекта; изображать разные временные интервалы одним и тем же символом на изображении.

Сюжеты

Как уже неоднократно упоминалось, основной темой живописи средневековья была религия. Часто изображают Рождество Христово, Мадонну с Младенцем и Христом, распятие Христа. Кроме того, были популярны мрачные истории о надвигающемся наказании человечества, надвигающемся Апокалипсисе, фантастических причинах.

Сандро Боттичелли

Продолжительность жизни: 1445-17 мая 1510 г

Итальянское гражданство

Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли

Боттичелли был, пожалуй, величайшим художником-гуманистом раннего Возрождения. Он написал широкий спектр мифологических и религиозных сюжетов, а также множество портретов. Боттичелли пытался запечатлеть красоту и добродетель в своих произведениях. Богиня Венера, олицетворяющая эти качества, появляется во многих ее работах. Искусство Боттичелли известно своим визуальным блеском и декоративными качествами, которых нет в картинах успешных художников эпохи Возрождения. Его картины «Рождение Венеры и весны» — две из самых известных картин эпохи Возрождения. Боттичелли стал одним из ведущих художников своего времени, но после его смерти его репутация была запятнана до конца 19 века. Однако с тех пор его искусство снова стало оценено критиками и публикой. Сегодня он стал одним из самых известных художников эпохи Возрождения, чьи работы представляют линейную грацию живописи раннего Возрождения.

Шедевр: Рождение Венеры (1486)

Рождение Венеры (1486)
Рождение Венеры (1486)

Другие заслуживающие внимания работы:

  • Весна (1482)
  • Поклонение волхвов (1476 г)

Выдающиеся художники

Живопись средневековья дала миру много чудесных имен. Уже упомянутый выше Ян ван Эйк — отличный портретист, работы которого отличаются от других интересной игрой света и тени. Особенностью его полотен являются мельчайшие детализация. Другой фламандец, Рогир ван дер Вейден, не так внимательно относился к мелочам, но писал очень четкие контуры и делал упор на красочные и яркие оттенки.

роль фрески и иконописи в средние века
Среди итальянских мастеров, помимо вышеперечисленных, отметим основоположников реализма Дуччо и Чимабуэ, а также Джованни Беллини. Испанский Эль Греко, голландец Иероним Босх, немец Альбрехт Дюрер и другие также оставили большой след в искусстве.

Качественное преобразование

Вскоре после этого, в 1530-х годах, живопись обогатилась новым стилем, который впоследствии оказал огромное влияние на все изобразительное искусство. Во Фландрии были изобретены масляные краски. Растительное масло в смеси с красителями придает композиции новые свойства. Цвета намного богаче и ярче. Кроме того, отпала необходимость спешить, сопровождавшая роспись темперой: желток, составлявший ее основу, очень быстро высыхал. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. Слои мазков, нанесенных один над другим, открыли ранее неизвестные возможности для игры цвета. Таким образом, масляные краски открыли мастерам совершенно новый и неизведанный мир.

Фрески

Живопись средневековья, даже романского периода, обогатилась новой техникой. Мастера начали наносить краску на еще влажную штукатурку. Эта техника была связана с определенными трудностями: художнику приходилось работать быстро, фрагмент за фрагментом писать в тех местах, где покрытие еще было влажным. Но этот прием окупился: краска, впитавшаяся штукатуркой, не рассыпалась, становилась ярче и могла долго оставаться нетронутой.

Известные мастера готики

Дуччо из Сиены

Автор алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с ценными панно, украшенными религиозными изображениями. В его творчестве прослеживаются византийские влияния.

Джотто

Мастер создания фотообоев. Самая яркая работа — роспись в церкви Капеллы Арены. Стиль Джотто практически не влияет: это чистая готика, полная динамики.

Симоне Мартини

Один из важнейших создателей Флоренции. Работа «La via del Golgota» выделяется яркими красками, полными динамизма.

Траини

фреска Траини в готическом стиле

Создатель знаменитой фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Микелино да Безоццо

Известный художник и создатель международных готических миниатюр.

Жан Фуке

Французский портретист.

Ангерран Картон

Один из художников авиньонской школы живописи.

Благоприятные изменения

Готическая живопись средневековья во многом обязана своим происхождением трансформациям религиозной жизни. Таким образом, в начале тринадцатого века почти все алтари были объединены с запрестольным изображением, состоящим из двух или трех картин и изображающих сцены из Священного Писания. Выполнение таких работ требовало от мастера глубокого понимания своей ответственности перед Богом и прихожанами и в то же время предлагало множество возможностей применить свое мастерство.

Растущий орден францисканцев также косвенно способствовал развитию живописи. Хартия предписывала последователям скромную жизнь, поэтому мозаики не подходили для украшения монастырей. Его заменила фреска.

Идеолог ордена Франциск Ассизский внес изменения не только в религиозную жизнь, но и в мировоззрение средневекового человека. Руководствуясь его примером любви к жизни во всех ее проявлениях, художники стали уделять больше внимания действительности. На полотнах все еще религиозного содержания стали появляться подробности ситуации, написанные с той же тщательностью, что и главные герои.

раннесредневековая живопись

Тициан

Продолжительность жизни: 1488/1490 — 27 августа 1576 г

Итальянское гражданство

Тициан
Тициан

Тициан — важнейший художник венецианской школы шестнадцатого века. Он был разносторонним художником, знатоком портретов; пейзажные фоны, мифологические и религиозные объекты. На протяжении своей долгой карьеры Тициан экспериментировал с множеством разных стилей живописи. Фактически, в последние годы он радикально пересмотрел свой стиль и технику. Свободные мазки и тонкость тона в его поздних работах не имеют себе равных в западном искусстве. Использование Тицианом цветов и техник рисования, особенно его акцент на прикосновении кисти, а иногда даже на кончиках пальцев, оказало глубокое влияние не только на художников итальянского позднего Возрождения, но и на будущие поколения западного искусства. Он также известен тем, что изменил историю искусства и покровительства, позволив царям и высшим сановникам церкви совершать сексуальные соблазнения так же легко, как распятие. Современники провозгласили Тициана «солнцем среди звездочек». Сегодня искусствоведы считают его одним из величайших художников всех времен.

Шедевр: Венера из Урбино (1538)

Венера из Урбино (1538) Возрождение
Венера Урбинская (1538)

Другие заслуживающие внимания работы: —

  • Успение Богородицы (1518 г)
  • Вакх и Ариадна (1523 г)

Итальянская готика

Живопись средневековья на территории наследника Римской империи довольно рано приобрела многие прогрессивные черты. Здесь жили и работали Чимабуэ и Дуччо, два основоположника видимого реализма, который до двадцатого века оставался основным направлением в изобразительном искусстве Европы. На алтарных образах на их выставке часто изображалась Мадонна с младенцем.

готическая живопись средневековья

Джотто ди Бондоне, живший вскоре после этого, прославился своими картинами, изображающими довольно земных людей. Персонажи его полотен кажутся живыми. Джотто во многом опередил свое время и лишь через некоторое время был признан великим драматическим артистом.

Рафаэль

Продолжительность жизни: 6 апреля 1483 г. — 6 апреля 1520 г

Итальянское гражданство

Рафаэлло
Рафаэлло

Высокий ренессанс — это термин, используемый для обозначения вершины изобразительного искусства в Италии эпохи Возрождения. Рафаэлло Санцио да Урбино вместе с Леонардо да Винчи и Микеланджело составляют троицу великих мастеров Высокого Возрождения. Рафаэль был, пожалуй, самым популярным художником эпохи Возрождения, и до конца 19 века его работы ценились больше, чем кто-либо другой, и считались лучшим образцом для исторической живописи. Хотя слава Микеланджело и Леонардо превзошла его, Рафаэль по-прежнему считается одним из величайших художников в истории. Он, как никто другой, был мастером реалистичного изображения эмоций, которые давали жизнь его картинам. Его искусство восхищается во всем мире чистотой форм, простотой композиции и визуальным блеском. Многие из его картин, в том числе его шедевр «Афинская школа», считаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения.

Шедевр: Афинская школа (1511 г)

Афинская школа (1511 г.) эпохи Возрождения
Афинская школа (1511 г)

Другие заслуживающие внимания работы: —

  • Сикстинская Мадонна (1512 г.)
  • Преображенский (1520)

Донателло

Продолжительность жизни: 1386 г. — 13 декабря 1466 г

Итальянское гражданство

Донателло
Донателло

Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески отправился в Рим и изучил древнеримские руины, которые еще не были изучены столь подробно. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру Возрождения. Донателло дал западной скульптуре другое направление, отодвинув ее от доминирующего готического стиля, характеризующегося мягкими изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также стал пионером нескольких художественных приемов, которые оказали огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Возрождения и создал одни из самых известных скульптур в мире, в том числе бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

Шедевр: Давид в бронзе (1440 г)

Возрождение | 10 известных художников и их шедевры
бронзовый давид (1440)

Другие заслуживающие внимания работы: —

  • Конная статуя Гаттамелата (1453 г)
  • Кающаяся Магдалина (1455)

Приемы

В раннем средневековье они не знали, в чем заключаются перспективы. Если вы посмотрите на картины того периода, вы увидите, что все персонажи выстроились в один ряд. Чтобы подчеркнуть примат какой-то фигуры над остальными, художники просто увеличивали ее (иногда намного больше). Этот прием позволял понять, «кто здесь хозяин», но не позволял обращать внимание на второстепенные вещи. Поэтому живопись раннего средневековья схематична.

живопись в Византии в средние века
Роль фрески и иконописи в средние века, как уже говорилось, была довольно велика. И даже в период расцвета романского стиля у мастеров появилась новая техника — они пробовали наносить краски на еще не высохшую штукатурку. Работать надо было очень быстро, но расписанные таким образом фрески и иконы долгое время оставались нетронутыми и выглядели очень ярко.

Вскоре после этого они начали развивать перспективу под влиянием возникающей потребности в истинном переносе вещей и объемов. Спустя годы мастера изучали эту технику, которая более-менее развивалась в эпоху господства готического стиля.

Живопись меровингского периода

В эпоху Меровингов распространились англо-ирландские книжные миниатюры, представленные дошедшими до нас великолепными памятниками раннехристианской живописи. В монастырях Ирландии, которая в то время была одним из наиболее культурно развитых регионов Европы, создавались Евангелия, украшенные чудесными орнаментами. С помощью пера ирландские мастера рисовали невероятно динамичные рисунки людей и животных.

Большое внимание уделялось контуру букв, они были настолько обильно украшены всевозможными завитками, что сама линия приняла форму орнамента. Украшенная заглавная буква — инициал — иногда занимала целую страницу.

Техника росписи миниатюр V-VIII веков еще не достигла того совершенства, которое присуще творчеству каролингских мастеров. Отсутствие перспективы и объема, стилизация и примитивизм изображений — характерные черты живописи Меровингов.

Фламандцы

XV век прославил Фландрию — именно в этой области появилась уникальная новая техника, которая оказала огромное влияние на все искусство и в какой-то момент стала популярной. Это изобретение масляных красок. Благодаря добавлению в смесь красителей растительного масла краски стали более насыщенными, а сами краски сохли намного быстрее, чем гуашь, которой раньше пользовались живописцы. Попытавшись нанести слой за слоем, мастера убедились в возможностях и перспективах, которые открывались перед ними: цвета заиграли совершенно по-новому, а полученные таким образом эффекты полностью заслонили все предыдущие результаты.

Кто именно является изобретателем масляных красок, доподлинно неизвестно. Часто их происхождение приписывают, пожалуй, самому известному учителю фламандской школы — Яну ван Эйку. Хотя и до него Роберт Кампен пользовался достаточной популярностью, что, по сути, считается основоположником фламандской живописи. Однако именно благодаря ван Эйку масляные краски получили такое глобальное распространение по всей Европе.

Иконопись

Иконопись была основным видом искусства раннего средневековья. Эти картины, а точнее иконы, считались своего рода проповедью без слов. Это была связь с Богом, доступная каждому и каждому, потому что многие люди в то время были неграмотными, а это означало, что они не могли читать тексты молитв и в целом церковные книги. Иконы передавались обычным людям, что карта не могла передать. Деформация тела стала особенностью иконописи — это было сделано для того, чтобы произвести на публику большее эмоциональное впечатление.

Перспектива

Живопись средневековья в Европе постепенно набирала глубину. Немалую роль в этом процессе сыграло стремление передать реальность в изображении во всех его объемах. Постепенно, с годами оттачивая свое мастерство, художники научились изображать перспективу, придавать телам и предметам сходство с оригиналом.

Эти попытки отчетливо видны в произведениях, связанных с международной или международной готикой, которые сформировались в конце четырнадцатого века. Живопись средневековья того периода отличалась особыми характеристиками: внимание к мелким деталям, некоторая утонченность и изысканность в передаче изображений, попытки построения перспективы.

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние оказала полиграфическая промышленность. Он начал свою карьеру как ученик Михаэля Вольгемута, который руководил большой мастерской и был лидером среди художников, возродивших стандарты немецкой прессы того времени. К двадцати годам Дюрер заработал свою репутацию и влияние в Европе своими высококачественными гравюрами на дереве. Он продолжил революцию в печати, подняв ее до уровня самостоятельного вида искусства и считается одной из ведущих фигур в истории искусства печати. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в скандинавское искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим художником немецкого Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно на прессу.

Шедевр: Меленколия I (1514 г)

Меленколия I (1514) Возрождение
Меленколия I (1514 г)

Другие заслуживающие внимания работы: —

  • Автопортрет в двадцать восемь лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

 

Оцените статью
Как нарисовать