- Описание стиля
- Характерные черты, особенности стиля
- История возникновения «скального» стиля
- Рококо в России
- Жанры и сюжеты
- Отличие рококо от барокко, классицизма, сентиментализма, модерна, романтизма
- Барокко
- Классицизм и неоклассицизм
- Сентиментализм
- Модерн
- Романтизм
- Пионер галантного стиля
- Вишняков Иван Яковлевич (1699–1761) Портрет Сары Элеоноры Фермор
- Идейная основа французского рококо
- За что стиль рококо подвергался критике?
- Рококо в других видах искусства
- Скульптура
- Архитектура
- Ландшафтный дизайн
- Из дворца в частную гостиную
- Многогранное творчество Буше
Описание стиля
Название стиля происходит от французского слова rocaille, что означает «скалистый». Этимологически термин «скалистый» также связан с декором пещер и павильонов Версальского и Марлийского парка. В отличие от карточчио, завитушек (художественные элементы в виде закругленных углов, завитков, спиралей), присущих барокко, завиткам «скального» стиля свойственен деструктивный и атектонический характер. Характерным элементом стиля, давшего ему название, является рокайль — ракушка. Это особая форма завитка, напоминающая ракушку.
Впервые именно рококо внесло единство в интерьер. Стены, потолки и мебель в помещениях стали единообразными и гармоничными. Определенная целостность проявилась и в архитектуре.
Рококо ввело в моду разнообразную бижутерию, которая также была украшена характерными для этого стиля мотивами и орнаментами. Тяга к светлым тонам проявляется и в росписи, и в декоре стен, и в безделушках, и в тканевой обивке мебели. Для стиля «рокки» характерны пастельные тона светлых оттенков, белый, сиреневый, золотисто-голубой.
Легкость, игривость, царившая в этом направлении искусства, создавалась асимметрией расположения элементов декора, их формой. В лепнине использованы рамы, переплетения, завитки, головы купидонов, рваные завитки, гротеск как сочетание явно несочетаемых элементов. Китайское искусство гармонично сочетается с рокарием.
Характерные черты, особенности стиля
В архитектуре фасадов домов и дворцов, в интерьерах преобладают мотивы резного дерева или лепнины, рваные завитки, головы амуров; в скульптуре, в живописи — целые фигурки амуров, изящные рамы, ракушечные завитки. Очертания построек и, как следствие, форма внутренних помещений приобретают округлые формы.
Стены и потолок украшены медальонами, внутри которых размещены фрески пасторальной, мифологической, реже флористической тематики. В аристократической Франции стены отделывались шелковыми тканями, которые гармонично сочетались с портьерами и занавесками на окнах и дверях. Стены сливались с потолком, и эта гладкость была достигнута также с помощью декоративных штукатурных рам.
Рококо в живописи выразилось в светлых и веселых сюжетах картин. В них также преобладают светлые оттенки, лица центральных фигур радостные и утвердительные. Если художник рисовал жизнь аристократов, то это счастливая сцена в гостиной, будуаре или на лоне природы. В искусстве царит чувственный эротизм.
История возникновения «скального» стиля
Рококо как художественный стиль зародился во второй четверти 18 века во Франции, и его появление совпало с периодом правления регентского совета, возглавляемого Филиппом Орлеаном из-за меньшинства короля Людовика XV.
Взойдя на престол, Людовик XV правил Францией 58 лет. Именно в его время рококо развило все направления искусства и стало своеобразным образом жизни.
Этот период правления короля по прозвищу Влюбленный получил название эпохи рококо. Слова, ставшие пророческими, принадлежат Людовику XV: «после нас даже потоп». По мере того как король и его окружение предавались чувственным удовольствиям и удовольствиям, экономика страны пришла в упадок, а сама страна стала обедневшей и пришедшей в упадок.
Последующий король Людовик XVI, сменивший Людовика Любовника, получил вместе с троном недовольное население в экономически ослабленном государстве.
Так получилось, что Людовик XV в большой семье был единственным претендентом на престол, а потому его драгоценная жизнь была защищена, а его самого баловали, не запутавшись государственными делами. Фактически он не занимался управлением государством.
Сначала это сделал герцог Орлеанский, затем кардинал Флери. В 1745 году он полностью попал под влияние маркизы де Помпадур, которая по своему усмотрению назначила военачальников и своей расточительностью разорила страну. Обнищавшие парижане стали враждебно относиться к своему королю.
Однако обнищание страны не мешало аристократии строить и оборудовать замки, шить дорогую одежду, которую иногда надевали только один раз, и выставлять напоказ свою порой эфемерную роскошь друг перед другом.
После смерти маркизы де Помпадур у короля появился новый фаворит: мадам дю Барри. Эти две женщины и супруга короля Мария Лещинская стали законодательницами моды и законодательницами мод во Франции, откуда рококо эмигрировало в соседние страны. Наивысший расцвет архитектуры рококо пришелся на Баварию.
Отдельной ветвью стиля было китайское направление, или шинуазри. В этом направлении присутствуют китайские мотивы и элементы. Таким образом, чайные домики вошли в моду; тип женщины, похожий на китайские фарфоровые фигурки и восточные декоративные элементы.
Основоположником рококо в живописи считается французский художник Жан-Антуан Ватто (1684-1721). Он был членом Королевской академии живописи и скульптуры с 1712 года. Кисти Антуана Ватто принадлежат к следующим творениям:
- «Смущающее предложение»;
- «Урок любви»;
- Общество в парке»;
- «Любовная песня»;
- «Каприччиозо» и другие.
Творческая жизнь Антуана Ватто была недолгой — всего 12 лет, но у него были последователи. Его картины стали образцом для творчества Франсуа Буше, достигшего совершенства в этом направлении.
Рококо в России
Рококо процветало в России при Елизавете Петровне, получившей образование во Франции. Правда, в благочестивой патриархальной России он не получил такой чувственной направленности и выразился больше в архитектуре фасадов, в интерьерах, в убранстве комнат, чем в живописи или скульптуре. Однако здесь можно вспомнить нескольких художников, работавших в направлении рокария:
- И.П. Аргонов. «Клеопатра умирает»,
- И Я. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры Фермор
- Б.В. Суходольский. «Астрономия».
Для Аргунова этот образ — исключение из правил. Иван Петрович был склонен к классицизму, граничащему с реализмом. Это прекрасный портретист, сохранивший историю лиц императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II, ряда видных государственных деятелей и аристократов, близких к царскому двору. Иван Вишняков тоже портретист, но писал портреты в стиле французского рококо. Суходольский — мастер пейзажа и великолепных композиций в едином стиле, характерном для галантной эпохи.
В архитектуре стиль рококо нашел отражение в следующих памятниках русского зодчества:
- Китайский дворец и дворец Петра III в Ораниенбауме;
- Китайский театр в Царском Селе;
- Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Здание не сохранилось, но есть картина М.И. Махаева с его изображением, которая дает полное представление о нем.
Элементы рококо и барокко присутствуют в зданиях, созданных итальянцем Растрелли. Так, в убранстве вышеупомянутого дворца Елизаветы Петровны — картуши, рокайи, львиные маски, двойные колонны, выступы, вазы, формирующие визуальную неровность стен. Завершают архитектурный ансамбль статуи.
Жанры и сюжеты
Несмотря на новые идеи, живопись в стиле рококо не отказалась полностью от традиционных тем, разработанных в прошлом. Например, продолжали использоваться мифологические сюжеты, только теперь купидоны и нимфы в основном рисовались со всего античного пантеона, а Венера скорее напоминала светскую женщину, демонстрируя очарование обнаженного тела в пикантной обстановке.
Со временем появился новый жанр камерной живописи, предназначенный для жилых интерьеров — пастораль. На пасторальных картинах в стиле рококо изображены идиллические сельские пейзажи с богато одетыми пастухами, играющими на флейте, чтением или танцами. Несмотря на невинные занятия, вся атмосфера окутана легкой пеленой эротики.
Отличие рококо от барокко, классицизма, сентиментализма, модерна, романтизма
Стиль рококо существенно отличается от других движений, существовавших раньше и возникших позже. Хотя некоторые элементы стиля все же могут проникать в другие стилистические решения.
Барокко
Легкий и игривый стиль рококо пришел на смену помпезному, массивному, принципиально тяжелому барокко. Он родился в Италии и существует около 100 лет.
В живописи барокко есть глубокие переживания, картины темные и часто контрастные, насыщенные цвета, в то время как в рококо, наоборот, преобладают светлые тона и оттенки, а атмосфера картин — это радость, праздник, приятное пасторальное времяпрепровождение. На смену трагической религиозности пришли языческие рассказы из древнегреческой и римской мифологии. Для стиля рококо в живописи и архитектуре характерна эротичность: игривая, пикантная, утвердительная.
Готика существовала одновременно с тяжелым барокко и строгим классицизмом в средневековом искусстве XII-XVII веков. Это проявилось в строительстве храмов, монастырей, соборов. Готика в литературе — это ужасные истории с потусторонними сущностями, с вампирами, которые случились с литературными героями в старинных готических замках.
Классицизм и неоклассицизм
Классицизм соседствует с уходящим барокко и господствующим рококо. Этот стиль придерживается старинного направления в архитектуре, скульптуре и живописи. Классицизм, классика — значит образцовая.
В нем нет присущей барокко тяжелой вычурности, нет и легкомыслия, присущего рококо. Использованы архитектурные элементы, но они строго симметричны и правильны. В архитектуре классицизма присутствуют:
- колонны и полуколонны;
- треугольные фронтоны;
- барельефы в круглых или овальных медальонах,
- статуи, в том числе кариатиды и атласы, поддерживающие балкон или другое сооружение;
- ротонды крыши обычно имеют треугольную форму.
Характерные черты эпохи античности присутствуют также в живописи и скульптуре. Для классицизма характерна идеализация формы тела. Женщины изображаются более женственными и изящными, чем они есть на самом деле, а мужчины — спортивными.
Сентиментализм
Сентиментальность переводится как сентиментальность, чувственность и, видимо, философия этого стиля должна быть близка стилю рококо. Однако сентиментальности свойственны сопереживание, симпатия, при этом в рококо каждый живет для себя, любит и наслаждается жизнью по-своему.
Сентиментальность проповедует культ нравственной чистоты, целостности, установления в человеке богатого духовного мира, чаще всего среди представителей низшего сословия. В стиле сентиментальности работали художники Ван Дайк, Дж. Ромини, Дж. Рейнольдс, У. Хур. Сентиментальность нашла благодатную почву в русской патриархальной культуре.
Модерн
Модерн как художественный стиль пришел на смену рококо на рубеже 18-19 веков. Его второе название — модерн (новое искусство). Этот стиль зародился в Англии, получил развитие во Франции и просуществовал более 100 лет, вплоть до Первой мировой войны.
Это был стиль развивающейся буржуазии, в его основе лежали органичность, простота и функциональность. Распространение модерна в другие страны Европы стало возможным благодаря Всемирным выставкам, на которых были представлены достижения современных технологий и прикладного искусства того времени.
Характерной чертой модерна является отказ от прямых линий, углов в пользу плавных и аэродинамических форм, близких к растительным. В стиле модерн минимизировано присутствие мотивов, завитков, завитков и других элементов декора.
Романтизм
Романтизм как направление в искусстве просуществовал недолго. Он был порожден революционными и мятежными настроениями, царившими в Европе. Он торжествовал в литературе и живописи, отличался образом сильных персонажей, противостоящих существующему мировому порядку. Романтизм противоположен классицизму.
Основные представители романтизма в живописи — Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Карл Шпицвег, Люси Мэдокс Браун. Лорд Байрон был важным представителем романтизма в литературе. В русской литературе ему подражали Лермонтов, Пушкин, Бестужев-Марлинский и другие.
Формы искусства → | Живопись и скульптура | Архитектура | Литература | Музыка |
Стили | ||||
Барокко. (экстравагантно) Centro Stile Italia | Фантастические и библейские сюжеты, разнообразие палитры и броскость сюжета, подчеркнутая театрализация образов | Стиль барокко, склонный к излишествам в декоре, особенно ярко проявляется в итальянской архитектуре | отражение действительности в более фантастически оригинальном виде искусства. | В музыке барокко преобладает полифония. Яркий представитель стиля И.-С. Бах. |
Классицизм (образцовый) и неоклассицизм | Воспроизведение старины, идеализация тела. | Он основан на традициях античной архитектуры, на строгой симметрии элементов. | Основоположник литературного классицизма — француз Буало. Основные черты — строгое разделение на положительных и отрицательных персонажей, старинные сюжеты, любовные треугольники. Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ларошфуко считаются классиками в литературе. | В классической музыке упор делается на тщательную обработку деталей, на баланс частей произведения. Выдающиеся представители классицизма — Я. Гайдн, В. А. Моцарт, Л ван Бетховен. |
Сентиментальность (чувствительная) | Темы изобразительного искусства: взаимоотношения человека и природы, наслаждение семейными радостями, укрепление, например, детских образов. | В архитектуре сущность сентиментальности выразилась в формировании ландшафтного парка, в стремлении соединить архитектуру с природой. | Классическим примером сентиментальности в русской литературе является рассказ о Карамзиной Бедной Лизе. В литературных произведениях основной упор делается на переживания и переживания героев. | Влияние музыки на эмоции, чувства человека. В русской музыке образцом стиля является творчество Пашкевича. В русской музыке один пример
опера «Несчастье из кареты» |
Модернизм (новый) и постмодернизм | Модернизм в искусстве объединяет несколько новых, порой противоположных направлений. Сюда входят кубизм, импрессионизм и т.д. | Модернизм в архитектуре связан с формированием новых материалов с использованием железобетона. В градостроительстве происходит отказ от принятых форм и направлений и переход на новые | В литературе для него характерен отход от классических форм, переосмысление и поиск новых. Фрагменты повествования. |
Пионер галантного стиля
Ватто Жан-Антуан считается основоположником живописи рококо. Художник начал с подражания фламандским живописцам, но со временем нашел свой истинный стиль, изображающий галантные сцены. Его картины отличаются особой художественной глубиной, а не просто изображением праздных аристократов, флиртующих на лоне природы.
Антуан Ватто написал два полотна по популярному сюжету об аллегорическом путешествии на остров влюбленных. Один из них, «Паломничество на остров Киферу», выставлен в Лувре, а другой — в Берлине, во дворце Шарлоттенбург. Оба являются яркими образцами стиля рококо.
В творчестве Ватто особенно ярко проявляется театральность, присущая искусству 18 века в целом. Например, при построении композиции («Пастушки», «На Елисейских полях»). Всегда есть передний план — своего рода сценическая площадка, а группы фигур расположены так же, как в театре.
Вишняков Иван Яковлевич (1699–1761) Портрет Сары Элеоноры Фермор
На этом очаровательном детском портрете дочери главы канцелярии Fermor Buildings маленькая девочка, одетая в корсет из платья с глубоким вырезом и инжиром, выглядит как молодая взрослая женщина. Нежный и хрупкий, он напоминает фарфоровую статуэтку. На лице девушки отражаются все движения души: чувствуется сладкая застенчивость ребенка и огромная в нем теплота.
Портрет демонстрирует сочетание русской средневековой традиции, характерной для живописи Вишнякова (жесткость осанки, неумелое письмо, условность пейзажного фона), с виртуозностью, вытекающей из умения «нового времени» писать полные трепета лица ощущения и отлично передают фактуру ткани.
Портрет Сары Элеоноры Фермор. 1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Идейная основа французского рококо
Гедонизм с его желанием нравиться как высшим благом и смыслом жизни вместе с индивидуализмом стал основной философией французской аристократии XVIII века. Он также определил эмоциональные основы стиля рококо в живописи, выраженные в игривом изяществе, сладких прихотях и очаровательных мелочах.
Неслучайно мифический остров Кифер стал излюбленной аллегорией рококо, местом, куда стекаются паломники в поисках чувственных удовольствий. Этот участок земли посреди Эгейского моря действительно существует.
Здесь, согласно древнегреческой мифологии, родилась прекрасная Афродита. Здесь развился культ богини любви, который впоследствии распространился по всей Греции. Поклонники Афродиты пришли на остров, чтобы принести жертвы в святыне в ее честь.
В эпоху рококо Кифер символизировал рай для влюбленных, которые отправились на воображаемый остров в храме Венеры. Здесь царила утонченная эротика, вечные каникулы и праздность. На Кифере женщины молоды и красивы, а мужчины исключительно галантны.
За что стиль рококо подвергался критике?
После смерти мадам Помпадур Франсуа Буше критиковали за непристойность, откровенный эротизм. Другие художники, работавшие в этом стиле, также подвергались критике за легкость и отсутствие идеологии. Как правило, их критиковали классики, не позволяющие себе ничего лишнего, и идеологи барокко, возвышавшие страдания души и тела.
Однако стиль мадам Помпадур и Людовика XV сыграл огромную роль в развитии искусства в целом, доказав, что простые человеческие радости не могут быть чужды творчеству и, наоборот, очень привлекательны и востребованы.
Мастера рококо создали искусство для человека и поставили его в центр творчества. Этот стиль повлиял на последующее развитие искусства, особенно импрессионистов.
Рококо в других видах искусства
Легкий легкомысленный стиль рококо проник во все сферы искусства: скульптуру, архитектуру, ландшафтный дизайн.
Скульптура
Чувственная игривость, легкость и замкнутость форм также проникли в скульптуру. В этот период преобладают бюсты, маленькие садовые фигурки и группы. Дворяне заказывают скульптуры нимф и амуров для своих роскошных парков, садов, бань. В стиле рококо работают известные скульпторы:
- Жан Батист Пегаль, который колебался между неоклассицизмом и рококо. В середине 18 века он пользовался покровительством маркизы де Помпадур. Он вырезал скульптуры в стиле рококо.
- Ж.-Б. Лемуан — любимый скульптор Людовика XV. Он создал великолепную портретную галерею высшей аристократии той эпохи. Его изящные барельефы до сих пор украшают порт старого отеля Suviz в Париже.
- Этьен Морис Фальконе, еще один французский скульптор, представитель неоклассицизма, но пользовавшийся покровительством самой маркизы де Помпадур. В стиле рококо создал фигуры «Музыка», «Амур», «Баньянте», скульптурная группа «Пигмалион и Галатея». С 1757 г он руководил производством фарфора в Севре. Этьен Фальконе — автор знаменитого петербургского деятеля Петра Великого, с легкой руки Пушкина названного «Медным всадником.
- Огюстен Пейджоу — французский скульптор. Его часто посещает мадам дю Барри, бюст которой он увековечил. Ее называли великой проституткой, но в фигуре, созданной этим скульптором, зритель видит умное и проникновенное лицо красивой женщины, знающей себе цену.
Архитектура
Архитектура — это не просто наука или строительная отрасль. Это целое искусство, процветавшее в 17-18 веках. Стиль рококо проник и закрепился в этой области.
Отель Soubise в столице Франции — неподражаемый образец стиля. В целом характер стиля выражен в китайском доме в Потсдаме. Здесь и округлые формы (сам дом по форме напоминает клевер), и обилие позолоты, и колонны, заканчивающиеся невероятным количеством декоративных элементов, и скульптурные композиции, в том числе фигурка мандарина, сидящего под зонтиком на крыше.
Выстроены в стиле рококо:
- Дворец Келуш в Португалии. Архитектор — Матеуш Винсенте де Оливейра;
- Церковь Франческо д’Ассизи в Уру-Прету архитектора Алейжадиньо;
- Дворец Шарлоттенбург — летняя резиденция прусских королей. Дворец построен в западной части Берлина.
Ландшафтный дизайн
Особенно стиль рококо проявил себя в ландшафтном дизайне своего времени. Парки и сады украшали пещеры и беседки. На смену тяжелым ступеням пришли китайские сады с мостами и ручьями, беседки, искусственно созданные пещеры, криволинейные дорожки, лабиринты, обрамленные густой живой изгородью из вьющихся растений.
Иллюзия — еще одна особенность рококо. Элементы паркового ландшафта создавали некую иллюзию пространства. Непременным атрибутом парков и садов были скульптурные композиции и фигурки мифических героев — амуров, купальных костюмов.
Из дворца в частную гостиную
Тенденция к интимному дизайну интерьеров проявилась уже в начале 18 века. Аристократические салоны и будуары частных домов, где главную роль играли женщины, стали центрами формирования галантной культуры и соответствующих правил поведения.
Целая армия французских ювелиров, мебельщиков, портных, художников и декораторов была готова удовлетворить любой запрос капризных заказчиков. Мода на рококо в основном была продиктована королевой Марией Лещинской и фаворитами Людовика XV: графиней Дюбарри и маркизом де Помпадур.
Шторы и панно на стенах, а также живописные композиции над оконными и дверными проемами были основными видами изобразительного искусства. Теперь, помимо королевского двора и церковных прелатов, новая аристократия и представители третьего сословия заказывали декоративные росписи для своих жилых комнат.
Многогранное творчество Буше
Конечно, Ватто был не единственным художником, работавшим в новом направлении. Франсуа Буше — еще один яркий представитель французского рококо, в творчестве которого в полной мере отражен присущий той эпохе откровенно легкомысленный гедонизм. Выполняя заказы Людовика XV, маркиза де Помпадур, в частности, написала знаменитый портрет фаворита.
Буше также создавал сцены для произведений, гравюры для книг Мольера, картон для гобеленов, эскизы для севрского фарфора, одним словом, работал в разных областях искусства.
Антуан Ватто, сам того не ведая, оставил отпечаток на творчестве Буше, копировавшего его рисунки в юности. Впоследствии Буше изучал технику барокко в Риме, стал профессором Французской Академии художеств и получил общеевропейскую известность.
Его работы охватывают все характерные для живописи рококо темы: мифология, деревенские праздники, аллегории, китайские сцены, сцены из модной парижской жизни, пасторали, портреты и пейзажи.
- https://art-dot.ru/rokoko/
- https://FB.ru/article/320176/rokoko-v-jivopisi-predstaviteli-rokoko-v-jivopisi-i-ih-kartinyi
- https://gavrilin-dshi.ru/skulptura/portret-s-e-fermor-ivan-yakovlevich-vishnyakov.html